Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 954

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Пятница, 22.11.2024, 09:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Поэзия, искусство, культура » Искусство, культура

Был ли церковный хор в Рамони?

От старожилов Рамони я слышала, что когда-то в Никольской церкви был хор. Певчие получали в благо­дарность за службу буханку хле­ба и кусок мыла. Этот вопрос сильно заинтересовал меня, как регента ныне действующего хора Никольской церкви. Я об­ратилась к архивным докумен­там. В течение 4 месяцев, про­смотрев около двух тысяч дел, я пришла к выводу: в Никольс­ком храме никогда не было про­фессионального хора. Некото­рые люди считают, что собра­ние поющих людей и есть хор.
 
 Однако это не так. По опреде­лению патриарха хорового дела России, регента и профессора Московской консерватории, по фундаментальным трудам кото­рого обучаются хоровой специ­альности студенты всего мира. Чеснокова П. Г. «Хор - это та­кое собрание поющих в звучно­сти которого есть строго урав­новешенный ансамбль, точно выверенный строй и художе­ственные, отчетливо выверен­ные нюансы».
Т.е. хор - это со­брание поющих людей, облада­ющих определенными профес­сиональными знаниями и уме­ниями. Сейчас в Никольской церкви есть именно такой хор, состоящий из профессионалов, благодаря которому мы можем слышать на службе сочинения выдающихся церковных и свет­ских композиторов: Чайковско­го, Рахманинова, Бортнянского, Березовского и т.д.
 
А что же было раньше? Об­ратимся к истории Никольско­го храма, которая насчитывает уже 4 века. В 17 веке Рамонь юти­лась по оврагам, да и церковь стояла почти у реки. Население Рамони - 45 дворов, состоящее из крестьян («Воронежская пис­цовая книга», 1629 г.). Далее, по причинам, известным только историкам, Рамонь нищает и редеет. В данных за 18 век уже указывается: «... в Рамони в Ни­кольской церкви - 2 церковных двора, 2 - помещичьих, 2 крестьянских и 9 однодворческих» («Указатель храмовых празд­неств» за 1884 г. приводит дан­ные начала 18 века).
 
В 1900 г. население Рамони составляет 840 душ (вероятнее всего здесь учитывается мужс­кой пол. Данные из книги Н. В. Ильинского «Рамонь»). В стране вплоть до 1866 г. не было никакой системы муз. образо­вания. Поэтому, кто же мог петь в церкви в 17, 18, 19 веках? Ответ: простые прихожане. Но можно ли их назвать в полном смысле этого слова хором? В Воронежской Академии музы­ки я изучала храмовую музы­кальную культуру этого пери­ода. В приходских храмах, не имеющих значения централь­ных церквей, пели прихожане, т.к. для создания профессио­нальных хоров в России еще не было условий. Распевы прихо­жан были обиходны и однооб­разны. Пели «на слух», не имея музыкального образования. Наиболее хорошо поющих вы­деляли в хор. Примерно такое же пение мы можем слышать и сейчас в церквях, где нет про­фессиональных хоров. Такой же хор из неграмотных в музы­кальном отношении прихожан был и в Никольском храме.
 
В конце 19 века в России на­чинает складываться система музыкального образования. Появляются 2 консерватории - в Москве и Петербурге. В Воро­неже на Большой дворянской первая общедоступная музы­кальная школа. В духовном учи­лище и семинарии, - двухгодич­ные курсы регентов. При церковно-приходских школах - классы певчих (впрочем, певчих и регентов в Воронеже ста­ли готовить еще до светской му­зыкальной системы). Вот они-то и образуют в храмах профес­сиональные хоры. Но это, к со­жалению, возможно лишь в Во­ронеже, да и то не во всех церквях, т.к. кадров все равно не хва­тает даже для города, что уж го­ворить об отдаленных селах?
 
 В «Клировых ведомостях по г. Воронежу» за 1911 г. можно уви­деть, что только в очень круп­ных храмах есть хоры. В графе «штат», в частности, указыва­ется: «протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 2 пса­ломщика. Кроме сего полагают­ся вольнонаемные церковно­служители»... («Ведомость о Тро­ицком соборе» под словами «вольнонаемные церковнослужители» подразумевает регента, хор и других церковно-служителей). Сейчас в Воронеже и об­ласти наблюдается иная карти­на: почти в каждом храме хоро­ший хор. И как ни парадоксаль­но, этим мы обязаны глубокой и разветвленной системе музы­кального образования, создан­ной при социализме.
 
 
В 60-70 годы XX века в Воро­неже окончательно утверждает­ся система: 17 музыкальных школ, 2 музучилища и Акаде­мия музыки. В Рамонском райо­не появляется музыкальная школа, а затем еще две - во ВНИИССе и учхозе «Березовское». Певчие нашего храма все прошли через эту систему обу­чения. Многие из них учились у замечательных хормейстеров - Иванниковой В. А. и Петрова В. А. Далее продолжали свое об­разование в музыкальных училищах и музыкальных вузах страны. И если бы не эта систе­ма музыкального образования, в Рамони никогда не было бы профессионального хора, как не было его до этого 400 лет.
 
Сейчас, к сожалению, мод­но быть юристом или бухгал­тером. Дети редко поступают из музыкальных школ в музыкаль­ные училища. А уж о том, что­бы продолжить обучение в консерватории и говорить не при­ходится. Путь музыканта зани­мает 17 лет упорных занятий, на бухгалтера можно выучить­ся за полгода.
 
Поэтому мы добираем пос­ледние плоды процветающей некогда музыкальной системы. Справедливо замечено: «спасе­ние утопающих - дело рук са­мих утопающих».
 
Поэтому в ближайшее вре­мя в Рамони необходимо со­здать воскресную школу, где наряду с духовными дисципли­нами, детей будут обучать цер­ковному пению.
Н. Пузикова
Регент Никольского прихода п. Рамонь
Категория: Искусство, культура | Добавил: istram (22.05.2009)
Просмотров: 1210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024