|
От старожилов Рамони я слышала, что когда-то в Никольской церкви был хор. Певчие получали в благодарность за службу буханку хлеба и кусок мыла. Этот вопрос сильно заинтересовал меня, как регента ныне действующего хора Никольской церкви. Я обратилась к архивным документам. В течение 4 месяцев, просмотрев около двух тысяч дел, я пришла к выводу: в Никольском храме никогда не было профессионального хора. Некоторые люди считают, что собрание поющих людей и есть хор.
Однако это не так. По определению патриарха хорового дела России, регента и профессора Московской консерватории, по фундаментальным трудам которого обучаются хоровой специальности студенты всего мира. Чеснокова П. Г. «Хор - это такое собрание поющих в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выверенные нюансы». |
Т.е. хор - это собрание поющих людей, обладающих определенными профессиональными знаниями и умениями. Сейчас в Никольской церкви есть именно такой хор, состоящий из профессионалов, благодаря которому мы можем слышать на службе сочинения выдающихся церковных и светских композиторов: Чайковского, Рахманинова, Бортнянского, Березовского и т.д.
А что же было раньше? Обратимся к истории Никольского храма, которая насчитывает уже 4 века. В 17 веке Рамонь ютилась по оврагам, да и церковь стояла почти у реки. Население Рамони - 45 дворов, состоящее из крестьян («Воронежская писцовая книга», 1629 г.). Далее, по причинам, известным только историкам, Рамонь нищает и редеет. В данных за 18 век уже указывается: «... в Рамони в Никольской церкви - 2 церковных двора, 2 - помещичьих, 2 крестьянских и 9 однодворческих» («Указатель храмовых празднеств» за 1884 г. приводит данные начала 18 века).
В 1900 г. население Рамони составляет 840 душ (вероятнее всего здесь учитывается мужской пол. Данные из книги Н. В. Ильинского «Рамонь»). В стране вплоть до 1866 г. не было никакой системы муз. образования. Поэтому, кто же мог петь в церкви в 17, 18, 19 веках? Ответ: простые прихожане. Но можно ли их назвать в полном смысле этого слова хором? В Воронежской Академии музыки я изучала храмовую музыкальную культуру этого периода. В приходских храмах, не имеющих значения центральных церквей, пели прихожане, т.к. для создания профессиональных хоров в России еще не было условий. Распевы прихожан были обиходны и однообразны. Пели «на слух», не имея музыкального образования. Наиболее хорошо поющих выделяли в хор. Примерно такое же пение мы можем слышать и сейчас в церквях, где нет профессиональных хоров. Такой же хор из неграмотных в музыкальном отношении прихожан был и в Никольском храме.
В конце 19 века в России начинает складываться система музыкального образования. Появляются 2 консерватории - в Москве и Петербурге. В Воронеже на Большой дворянской первая общедоступная музыкальная школа. В духовном училище и семинарии, - двухгодичные курсы регентов. При церковно-приходских школах - классы певчих (впрочем, певчих и регентов в Воронеже стали готовить еще до светской музыкальной системы). Вот они-то и образуют в храмах профессиональные хоры. Но это, к сожалению, возможно лишь в Воронеже, да и то не во всех церквях, т.к. кадров все равно не хватает даже для города, что уж говорить об отдаленных селах?
В «Клировых ведомостях по г. Воронежу» за 1911 г. можно увидеть, что только в очень крупных храмах есть хоры. В графе «штат», в частности, указывается: «протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 2 псаломщика. Кроме сего полагаются вольнонаемные церковнослужители»... («Ведомость о Троицком соборе» под словами «вольнонаемные церковнослужители» подразумевает регента, хор и других церковно-служителей). Сейчас в Воронеже и области наблюдается иная картина: почти в каждом храме хороший хор. И как ни парадоксально, этим мы обязаны глубокой и разветвленной системе музыкального образования, созданной при социализме.
В 60-70 годы XX века в Воронеже окончательно утверждается система: 17 музыкальных школ, 2 музучилища и Академия музыки. В Рамонском районе появляется музыкальная школа, а затем еще две - во ВНИИССе и учхозе «Березовское». Певчие нашего храма все прошли через эту систему обучения. Многие из них учились у замечательных хормейстеров - Иванниковой В. А. и Петрова В. А. Далее продолжали свое образование в музыкальных училищах и музыкальных вузах страны. И если бы не эта система музыкального образования, в Рамони никогда не было бы профессионального хора, как не было его до этого 400 лет.
Сейчас, к сожалению, модно быть юристом или бухгалтером. Дети редко поступают из музыкальных школ в музыкальные училища. А уж о том, чтобы продолжить обучение в консерватории и говорить не приходится. Путь музыканта занимает 17 лет упорных занятий, на бухгалтера можно выучиться за полгода.
Поэтому мы добираем последние плоды процветающей некогда музыкальной системы. Справедливо замечено: «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».
Поэтому в ближайшее время в Рамони необходимо создать воскресную школу, где наряду с духовными дисциплинами, детей будут обучать церковному пению.
Н. Пузикова
Регент Никольского прихода п. Рамонь |