Издательско-полиграфическая фирма «Воронеж» выпустила в свет сборник стихов Геннадия Михайловича Игнатова «Четыре ступени небес». Небольшая книжица в нежно-голубом переплёте состоит из четырёх глав: «Покаянные дни». «Замороженные строки», «Печальная арифметика» и «Она была в Париже».
В предисловии «О себе» Г. Игнатов пишет, что родился в семье журналиста и литературоведа. «Поэтому уже в детстве объездил чуть ли не полстраны. И потом судьба бросала от Мурманска до Бердянска, от Воронежа до Ташкента и красноярского Заполярья». Рамонь стала для него Родиной. За свою жизнь сделал немало уверенных шагов на путях поэзии и журналистики.
Стихи Г. Игнатова мне знакомы и близки, словно всегда жили в сознании, напоминая поэзию С. Есенина. И будто я ждала встречи с ними. Именно так. как давно знакомые и любимые, приходят строки:
|
Жёлтый дождик лёг на крыши.
Дымно пахнет листьев прель.
Возраст осени неслышно
Разбивается в капель.
Сорок лет и сорок вёсен
Тают в медленном огне,
Что сулит мне эта осень,
Что она пророчит мне? |
О родине, о музе поэзии он пишет:
Она мне песни пела те,
Что сердцу каждого понятны,-
О неизбывной красоте,
О красках Родины невнятных.
Как баба русская, она
Себе не клянчила поблажки,
И, как Снегурочка, она
В венке из полевой ромашки. |
|
Или:
Всему удел свой в жизни этой –
Не прыгнуть выше головы –
Не дружит золото с поэтом
И с мудрецом равно, увы.
В этих строках выражается прекрасный мир духовно здорового человека. Они вселяют силу и содержат нравственную крепость. Влекут за собой цепь размышлений.
Жизненные впечатления поэта послушно укладываются в жизненное русло. И если «гений - это труд», то талант - тоже труд! В строках, посвященных учителю, поэту-земляку Виктору Панкратову, мы слышим его наказ:
Пиши, покуда хватит сил
И зрелых чувств твоих,
-Наставник тихо уронил
-И оживёт твой стих!
Свою сыновнюю любовь автор выразил в стихотворении «Маме»:
Вся седенькая стала к тому же
Всевышним мне данная мать.
Давно для другой стал я мужем,
Давно стал детей обнимать.
Предельно конкретно изображает Г. Игнатов всё, чего касается, масштабно оценивая то, что порой кажется столь важным отдельному человеку:
Черепом скалится купол.
Чернеет глазница окна.
Всеми заброшенный угол.
Забытая Богом страна.
Очень часто в стихах настроение созвучно природе, когда что-то происходит одновременно, а у читателя складывается художественное целое. Вот так Г. Игнатов сказал об августе:
Холодеет вода на Илью
-Вечеров больше тёплых не жди.
Им на смену опять польют
Серебряные дожди....
И утраченный дар не вернуть,
Как бы этого нам не хотелось...
Мудрый август похож: чуть-чуть
На внезапно пришедшую зрелость.
Поэтически представлена осень:
Пламя осеннее, золото с медью,
Кисти рябин докрасна раскалило.
Многие стихи построены в виде воспоминаний, «памяти сердца». Где-то там позади осталось детство, юность, романтические представления: ...
Станет небылью быль напрасная.
И вовеки веков позабудется
Утро раннее - юность красная,
Что во мне ещё болью чудится.
Красивы и выразительны строки о женщине. Музыка чувств слита с музыкой поэтического слова:
|
Тело милой пахнет мятой.
Взгляд усталый и туманный.
Я, бессонницей измятый,
Парадокс вдруг вижу странный.
Но есть в них и нота горечи:
Ты красива и даже - очень
В ореоле ржаных волос.
Щедро золото сыплет осень
С порыжелых рамонскнх берёз.
Хоть иду я с тобою рядом,
Но ни капельки не смущён
Под насмешливым синим взглядом,
Потому что в тебя не влюблён. |
Так Г. Игнатов по-своему прикасается к вечной теме любви, обогащенной опытом радости и страдания.
В стихах сочетаются точность художественных образов с волнующим ритмом:
Жизнь, словно зеркало, трещиной
Напополам расколота.
Осень, усталая женщина,
Платит за чувство золотом.
Это и пример воображения, без которого не бывает поэзии.
С каждой главой стихи становятся откровеннее. Идеал автора - реализация всех человеческих возможностей. Образ лирического героя двоится: Две силы буйствуют во мне, Как тень и свет неотделимы.
Он может быть не только обаятельным, но и жалким, выглядит «гулякой праздным»:
Я бреду весёлый и беспечный.
Говорят что люди - наплевать!
Мне один, в ночи скиталец вечный.
Полумесяц будет напевать.
На него характером похожий,
Я живу с душою нагишом
Что так в спину мне бубнит прохожий,
Обзывая в мыслях алкашом.
Иногда требовательность героя к себе проявляется несколько неожиданно. Но чтобы понять поэзию Г. Игнатова нужно многое увидеть, перечувствовать, пережить.
В конце сборника автор подбрасывает дровишки в пламя спорных дискуссий, несколько шокируя читателя экстравагантной главой «Она была в Париже». Но я не отношусь к числу критиков, а только поклонница поэзии, в том числе и Г. Игнатова, и всё недосказанное оставляю им...
Л. ОБРАЗЦОВА |