|
Недавно я узнала поразительную новость: очаровательная хозяйка «Музыкального киоска» Эллеонора Валериановна Беляева - наша землячка. Она родилась 1 декабря 1935 года в с. Рамонь Березовского района Воронежской области (именно так ее имя и место рождения значатся в паспорте).
Как мне рассказала Эллеонора Валериановна, прабабушка ее была крепостной крестьянкой. Она была красоты столь поразительной, что соседний помещик влюбился в нее без памяти. Уезжая за границу, он выменял ее на свору собак, определил замуж за достойного человека Кузьму, приказал «холить и беречь», и дал им вольную.
Их дочь Наталья в молодости присматривала за барским домом одной из ветвей князей Волконских, проживавших в Воронежской губернии. Она была красивая, «кровь с молоком», девушка, и княгиня говорила ей: «Хоть ты и хороша собой, но как была холопкой, так и останешься, а я княгиня, и ею буду всегда». Однако жизнь распорядилась по-своему. Спустя время после революции произошел забавный случай: будучи в гостях, |
Наталья заметила, что одна женщина очень пристально ее рассматривает. Когда она спросила: «Кто это?» - ей ответили, что это бывшая княгиня Волконская, которая не эмигрировала в годы революции, как многие, а осталась в России, выйдя замуж за простого человека.
Вскоре Наталья Кузьминична со своим мужем фельдшером-ветеринаром Андреем Коробкиным поселилась в Рамони. У них родились четверо детей, среди которых мама Эллеоноры - Мария Андреевна. Выйдя замуж за Валериана Федоровича Матвеева, она обосновалась в Воронеже. Муж был коренной москвич, бывший беспризорник. Окончил полиграфическое училище, хорошо рисовал. Когда Мария была беременна Эллей, ей захотелось пампушек, и она отправилась к матери в Рамонь. Но начались схватки, и, волей случая, в Рамони и родилась дочь Элля.
Из детских воспоминаний Эллеоноры Валериановны в памяти осталась поездка с отцом на рыбалку в рыбачий поселок «Радчино». Рыбы наловили мало, но особенно «доставали» их кусачие комары, которых там видимо-невидимо. Попутно отец говорил о красотах Рамони, рассказывал о старинном сахарном заводе и показывал плантации сахарной свеклы.
Во время войны семья Матвеевых эвакуировалась из Воронежа, а когда вернулись в 1943 году домой, то не узнали родного города - настолько сильно он был разрушен. Вскоре в Воронеже открылась музыкальная школа, и мечтой мамы стало определить Эллю туда. Она сама немного играла на мандолине и обладала неплохим голосом. Через руины девочка ходила с няней в музыкальную школу. Занималась она сразу на двух отделениях - фортепианном и вокальном. Вместе с подругой Эммой Саркисян, будущей солисткой театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и народной артисткой СССР, они бегали на дневные представления в оперетту. Деньги экономили на завтраках, и билеты покупали самые дешевые - на последний ряд балкона.
Окончив с отличием музыкальную школу, Эллеонора поступила в Воронежское музыкальное училище (окончила с отличием). Одновременно продолжала учебу в общеобразовательной школе № 9 (окончила с серебряной медалью). Теперь она стала ходить на концерты Эмиля Гилельса, Генриха и Станислава Нейгаузов, Зары Долухановой, Давида Ойстраха и с головой погрузилась в мир большой музыки.
«Все, что я получила хорошего в жизни, - говорила Беляева, - это от моих воронежских педагогов-музыкантов. Хорошо помню Нину Ивановну Синицыну - преподавателя вокала и Глафиру Яковлевну Кунину - преподавателя фортепиано. Они воспитали во мне личность, чувство собственного достоинства».
Потом Эллеонора уезжает учиться в Москву и с первой попытки поступает на вокальное отделение в Гнесинский институт, хотя конкурс был огромный! Окончив его, она попадает на работу сначала в разные редакции, а потом в музыкальную редакцию Центрального телевидения. К тому времени она уже была замужем за известным баянистом Анатолием Беляевым.
Еще одно интересное совпадение: дочь Эллеоноры Беляевой Мария родилась в 1957 году, когда в Москве проходил фестиваль молодежи и студентов. Эллеонора отправилась к маме в Воронеж, и родила ее в гостях у мамы, как когда-то ее мама родила ее в гостях у своей мамы в Рамони.
В 1962 году выходит программа «Музыкальный киоск». Эллеонора Беляева работает редактором. Первый выпуск ведет Лариса Голубкина, следующий - Александр Ширвиндт, а потом актриса театра на Малой Бронной Ирина Промптова. Вскоре она сама становится ведущей. Собирает и готовит материалы, пишет тексты.
В те годы на телевидении висел «домоклов меч» - цензура. Приходилось непросто, особенно когда выезжали с артистами за рубеж. За любую фразу, произнесенную не в том тоне, за любой неверный шаг устраивали головомойку, то есть за малейшую провинность можно было лишиться работы. Например, был случай, когда Беляева пришла на передачу в модном брючном костюме. Передача была уже записана, но на следующий день вдруг сказали, что надо переписать, потому что в брюках нельзя вести программу. И хотя дело было перед самым Новым годом, деваться было некуда, пришлось перезаписать. Ей приходилось нелегко, но и популярность ее была ошеломляющей. Эллеонору Беляеву любили все! Приходили горы писем с признаниями в любви, были знакомства с самыми влиятельными людьми.
В 70-х годах ее популярность достигла пика. Она была кумиром для многих девочек. Для нас, скромных учениц Рамонской музыкальной школы, эта элегантная, утонченная женщина с прекрасными манерами и осанкой, безукоризненным вкусом, воплощала блеск всей русской классической культуры. Мы и не подозревали, что красавица-ведущая и идеально владеющая русским языком интеллектуалка, родилась в нашей маленькой Рамони!
Однажды Эллеонору Беляеву пригласили провести концерт в Дворянском собрании, рассказать о себе, не сомневаясь в ее потомственном аристократическом происхождении. Но, как оказалось, история ее семьи была неожиданной и романтичной, или, как она сама ее называет, «парадоксом судьбы».
Более тридцати лет просуществовал «Музыкальный киоск», который с завидным постоянством смотрели миллионы любителей музыки. Но время летит быстро, и теперь Эллеонора Валериановна уже на пенсии. Помогает своей дочери Марии Анатольевне редактировать книги по художественному творчеству, которых у нее уже четырнадцать. Она художник-график, а ее дочь Настенька, внучка Эллеоноры Беляевой, работает на телеканале «Культура» гримером-стилистом.
Пенсия «звезды голубого экрана», как у всех обычных московских пенсионеров. Но есть и чем гордиться - она Заслуженная артистка России, лауреат Всесоюзной премии Союза журналистов СССР «Золотое перо». Ее имя занесено в «Книгу рекордов планеты» как рекордсмена по самому продолжительному ведению телепрограммы: с декабря 1962 по декабрь 1993 года. Она принимает участие в концертах, благотворительных вечерах для детей, гордится тем, что вместе со Святославом Бэлзой ведет знаменитые «Музыкальные вечера в Осташкове», которые организует известная певица Ирина Архипова: От участия в телепрограммах Эллеонора Беляева отказывается, хочет остаться в памяти телезрителей такой, какой запомнили ее миллионы - молодой и очаровательной ведущей незабываемого «Музыкального киоска».
Людмила ОБРАЗЦОВА
«Голос Рамони» от 20 февраля 2007 года |