В 2004 году исполнилось бы 45 лет некогда блистательному Рамонскому народному театру. К сожалению, как такового сегодня его не существует. Попытки последующих поколений возобновить традиции театра не увенчались продолжением. Однако ныне здравствуют бывшие актеры «Рамонского народного», вписавшие свои имена в историю нашего поселка и запомнившиеся великолепным исполнением ролей в пьесах русских и советских драматургов. Вспомним об этом...
Ниточка самодеятельного творчества рамонцев тянется от знаменитого приезда в Рамонь в 1919 году агитпоезда «Октябрьская революция» во главе с Михаилом Ивановичем Калининым. Его беседы с молодежью вдохновили и увлекли ее на добрые дела, в том числе на создание группы синеблузников, которая выступала в клубах-читальнях ближайших сел - Айдарова, Староживотинного, Березова.
В спектаклях синеблузников принимала участие Валентина Николаевна Мартынова - фельдшер Рамонской ЦРБ и будущая актриса Рамонского народного театра. В этих спектаклях она участвовала вместе с Константином Массалитиновым - впоследствии композитором, заслуженным деятелем искусств РСФСР. Первой ролью ее была героиня в сказке «Спящая красавица».
Любопытный случай вспоминал редактор районной газеты военных лет Федор Артемьевич Евсиков. В декабре 1939 года, готовясь к 100-летию Рамонского сахарного завода, редакция «За большевистский урожай» запланировала материал о художественной самодеятельности на Рамонском сахарном заводе, который редактор М. А. Адаменко поручил подготовить Ф. А. Евсикову.
Федор Артемьевич попросил заведующего клубом Константина Васильевича Куща составить список артистов драматического кружка. Много лет спустя Федор Артемьевич обнаружил в своем архиве этот пожелтевший листок с фамилиями любимцев рамонской театральной публики. Это - Василий Сергеевич и Екатерина Александровна Абахины, Александр Николаевич Марчевский, супруги Георгий Сергеевич и Мария Захаровна Голевы, Елена Михайловна Адаменко, Мария Николаевна Талдыкина, Ольга Сергеевна Зыкина, Берта Лазаревна Богомольная. С пометкой «выполняют особые обязанности» были написаны фамилии Василия Ивановича Мазного - помощника режиссера, организатора репетиций. Против фамилии Веры Федоровны Соболевой - суфлер. Наибольшими обязанностями был наделен Константин Васильевич Кущ - актер, режиссер, руководитель драматического коллектива.
Клуб, где выступали рамонские артисты, до войны находился в помещении нынешнего сахарного склада и хранилища мешкотары, а после - в здании нынешней «Кулинарии». После войны Рамонь восстанавливалась, и памятным событием было открытие в 1951 году клуба «Сахарник» в бывшей каретной принцев Ольденбургских - шикарном помещении с залом и балконом на 300 мест, сценой, оркестровой ямой, фойе. Юридически он принадлежал сахарному заводу. Руководство осуществлял профсоюзный комитет. По линии же районного отдела культуры также был введен свой штат. Однако это двоевластие не мешало работе клуба. Активность молодежи была завидной.
Режиссуру и постановку первой пьесы А. Н. Островского «Поздняя любовь» взяла на себя заведующая детским садом Нина Александровна Кодак - большая любительница драматического искусства. В Рамони она жила с дочерью Нелли, которая также играла в драмкружке. Главную роль в пьесе исполняла жена директора сахзавода Вычерова. Она много помогала в организации декораций, пошиву костюмов. Комедийную роль исполнил слесарь сахзавода Н. Ф. Чусов. На спектакле присутствовал сам директор завода и районное начальство...
Первым заведующим клубом с января 1952 года был назначен Василий Иванович Гончаров, только что демобилизовавшийся из Советской Армии. Во втором спектакле драмкружка «Ревизор», поставленном к 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя, он сыграл роль городничего. Роль Хлестакова исполнил В. Веремей, а слуги - Н. И. Булавин. Зрителям был показан только второй акт, так как на постановку всей пьесы не хватало актеров.
Участники постановки "Васса Железнова" М. Горького 1953 г.
В июле 1953 года Василия Ивановича Гончарова сменила Таисия Петровна Елисеева (Асеева), направленная на должность заведующей клубом в Рамонь после окончания Ленинградской высшей школы профсоюзного движения При ВЦСПС, где она активно участвовала в художественной самодеятельности и, таким образом, обладала не только талантом, но и практическими навыками.
"Стряпуха", июнь 1962 г.
Постановщик, режиссер и актриса Т. П. Елисеева за короткое время поставила свыше двадцати спектаклей советских драматургов и классиков русской литературы. Она обладала организаторским талантом, активностью, азартом и напористостью в достижении цели. С большим успехом прошли спектакли «Макар Дубрава» Корнейчука, «Блудный сын» Роннета, «Последние» Горького, «Шесть тополей» Сторожева, «Перемены в желанном» Локоткова и другие.
Постановщика горьковских спектаклей Т. П. Елисееву за заслуги в развитии советского искусства наградили Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, а в 1978 году - знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве».
С 1954 по 1957 годы В. И. Гончаров также обучался в Ленинградской высшей школе профсоюзного движения при ВЦСПС, где участвовал в драматическом кружке, исполняя роли в пьесах «Платон Кречет», «На полустанке», «Хороший конец» и др.
По возвращении из Ленинграда он работал инструктором РК КПСС, заведующим отделом культуры райисполкома, а затем стал лидером профсоюзного движения Рамони на протяжении двадцати пяти лет. Одновременно он играл в драмкружке. Это роли Трубача в спектакле «Егор Булычев и другие», Белугина в пьесе «Женитьба Белугина», Нила в «Мещанах», помещика Смирнова в пьесе Чехова «Медведь», партийного работника в «Блудном сыне», агронома в спектакле «Перемены в Желанном», парторга в спектакле «Что пожнешь, то и обмолотишь» и др.
В 50-60-е годы в театре трудились: Т. П. Елисеева, В. М. Мартынова, В. И. Гончаров, К. Н. Сальников, Н. К. Егоров, В. Г. Дмитриева, А. А. Ковалевская, Б. Ляхман, Л. Я. Ростопшина, И. И. Паринов, М. Е. Хлопонина, Г. М. Дорохин, А. Н. Черезов, С. С. Антюхин, В. Т. Талдыкин, И. И. Смык, Лев и Галина Антоновы, Е. М. Чусов, Б. Д. Ур и многие другие.
Сцена из спектакля "Чужой ребенок" Шкваркина
О некоторых участниках театра вспоминает В. И. Гончаров: «Страстным любителем театра, талантливым исполнителем с редким тембром голоса был машинист паровоза Константин Николаевич Сальников. Он был кумиром публики. Сыграл десятки ролей, мастерски донося до зрителя горьковские образы полицмейстера Коломыйцева, капитана Железнова в пьесе «Васса Железнова», председателя колхоза Романюка и Макара Дубравы по пьесам Корнейчука, профессора Тумановского в «Машеньке» и др. Вершиной его драматического искусства было исполнение роли Егора Булычева в пьесе М.Горького «Егор Булычев и другие».
Активной участницей была Валентина Николаевна Мартынова. Самой удачной ее ролью была роль Вассы Железновой, которую она с блеском сыграла на сцене. Режиссерам много пришлось с нею поработать, чтобы добиться характера жестокой, властной женщины, способной пьяницу и развратника мужа «загнать в петлю». Затем она создала образы Кручининой в «Без вины виноватые», Кабанихи в «Грозе» по пьесам М. Горького, обаятельные образы в спектаклях «Слава» по Гусеву и «Платон Кречет» Корнейчука, Раневской в чеховской пьесе «Вишневый сад», председателя сельсовета Натальи Ковшик в «Калиновой роще» Корнейчука и др.
Режиссером и исполнителем нескольких ролей был бывший актер-профессионал Московского театра имени Моссовета Николай Константинович Егоров. После семейных неурядиц он вынужден был переехать из Москвы в Рамонь, на свою родину, покинутую в детстве. Работал он в птицесовхозе «Рамонский» на разных должностях: директором, снабженцем, заведующим МТФ. Как бывалого незаурядного актера его тянуло на сцену. Но сначала он несколько скептически относился к рамонскому коллективу. Еще бы, бывшему актеру ведущего московского театра играть в самодеятельном коллективе!
Однажды ему предложили работу режиссера театра с предоставлением отдельной комнаты в заводском общежитии. Он согласился. Успешно поставил несколько спектаклей. Сам сыграл солидные роли. Отличался от нас хорошими артистическими манерами, прекрасно поставленной речью и дикцией. Он был вежлив в разговорах, отлично знал театр и московских актеров. В пьесе М. Горького «Мещане» сыграл одну из главный ролей в паре с Т. П. Елисеевой. Исполнение было удачным и памятным. Лев Дмитриевич Антонов в основном играл социальных героев и любовников. Талантливый актер. Роли ему давались сходу. Играл виртуозно, с подъемом и изобретательностью.
Людмила Яковлевна Ростопшина (Казьмина) к своим ролям относилась с большой требовательностью и тщательной подготовкой. Тексты запоминала досконально. Обладая красивой внешностью, с блеском играла молодых женщин, в том числе помещицу-вдову Панову с ямочками на щеках в водевиле по А. Чехову «Медведь» (в паре с «медведем» - Смирновым в исполнении В. И. Гончарова - прим. автора).
Евгений Михайлович Чусов исполнил несколько классических ролей с блеском и аплодисментами зрителей. А. А. Ковалевская - страстная, заводная, неутомимая любительница театра. Играла больше характерные роли - старушек, сплетниц, спекулянток и прочих интересных с точки зрения театралов, персонажей. В 1978 году она была награждена знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве».
Ольга Чернышова - любимица публики. Виртуозно исполняла роли веселых, жизнерадостных женщин. Исключительно талантлива. Помимо театра с большим успехом выступала в концертах, исполняя песни из репертуара Клавдии Шульженко.
По-своему трудолюбивы и талантливы были супруги Париновы - Иван Иванович и Миля, Н. И. Булавин, В. В. Колесникова, М. П. Кащенко, В. Суров и многие другие. В разные годы в драматическом коллективе участвовали более тридцати человек. При грубом подсчете нас посетило более шести тысяч человек. В 1955 году в 15-летнем возрасте в театр была приглашена школьница Людмила Гуженкова на роль Веры по пьесе М. Горького «Последние». Впоследствии она сыграла в пьесе А. Н. Островского «Не все коту масленица», в спектакле по пьесе Комова и Макеева «Чудак-человек».
Все эти люди отдавали свои вечера и выходные дни, чтобы скрасить часы отдыха рамонцев, в меру своего таланта нести слово классиков русской драматургии и молодых советских авторов в массы трудящихся».
В 1955 году коллектив на областном смотре занял 1 место. В октябре 1958 года драмкружок показал пьесу М. Горького «Последние» и вновь завоевал 1 место. Выступали на многочисленных смотрах и конкурсах, неоднократно награждались грамотами и денежными премиями.
В 1959 году рамонскому драмкружку Указом Президиума Верховного совета РСФСР было присвоено звание народного театра. «За развитие советского искусства» его наградили Почетной грамотой. В день присвоения звания «народного» коллектив показал пьесу А. Корнейчука «Макар Дубрава». Затем в репертуар театра вошли пьесы К. Симонова, А. Арбузова, М. Шатрова, В. Розова, Г. Мдивани, Сафронова, Лаврентьева и др.
Кроме многоактных пьес готовили одноактные или отдельные сценки, с которыми артисты могли выступать в смешанных концертах, куда включались песни, пляски и маленькие спектакли (или отрывки из них). Одно время В. И. Гончаров и Н. И. Булавин выступали с юмористическими и сатирическими монологами, подражая известным юмористами Штепселю и Тарапуньке. Кроме того, Н. И. Булавин мастерски читал басни И. А. Крылова и С. Михалкова, а В. И. Гончаров - стихи Владимира Маяковского, Александра Твардовского, которые хорошо знал и любил. Замечательно исполняла отрывок из поэмы Твардовского «Страна Муравия» Таисия Петровна Елисеева.
С концертами артисты объехали весь район: выступали в клубах, на полевых станах, фермах, в красных уголках.
После присвоения почетного звания народного театра между Рамонским народным театром и артистами Воронежского драматического театра (ныне имени А. В. Кольцова) сложились тесные творческие связи. В Рамонь стали приезжать шефы-консультанты. Особая заслуга в этом народного артиста РСФСР А. П. Чернова, а также С. Ожигина, Б. Цуканова, Н. Бобылева, Е. А. Смирнова. У рамонских актеров появилась возможность получать напрокат театральные костюмы. В типографии стали печатать пригласительные билеты, программы. В районной газете регулярно публиковали рецензии на спектакли.
В Рамонь приезжал главный художник Воронежского драмтеатра Данилов - большой знаток русско-советского театра. Он читал лекции об истории театра, начиная со скоморохов до великих режиссеров Станиславского и Немировича-Данченко. Известный воронежский писатель Константин Локотков написал пьесу «Перемены в Желанном» о современной жизни и работе одного из совхозов страны. Пьесу предложили Рамонскому театру. Предложение было принято. Автор сам побывал в Рамони, несколько раз артисты были у него в гостях в Воронеже. Спектакль прошел с успехом. Вскоре театр отметил своих старейших участников Валентину Мартынову и Константина Сальникова. В своем бенефисе они показали отрывки из сыгранных ими пьес, в частности, из «Вассы Железновой» М. Горького. «Их артистическая деятельность стала их второй профессией», - говорили о них рамонцы. Например, К. Н. Сальников только в Рамони за девять лет сыграл более двадцати ролей. Он правдиво и мастерски донес до зрителя горьковские образы.
В. Н. Мартынова также создала ряд запоминающихся и волнующих образов, названных выше.
В 1961 году местный автор, завуч и учитель русского языка и литературы Рамонской средней школы Мария Петровна Кащенко написала пьесу «Что пожнешь, то и обмолотишь». Она ездила в Москву для утверждения ее к показу.
Один из экземпляров подписал сам Константин Симонов!
Рамонский народный театр приглашали выступать в Воронежском драматическом театре: была показана пьеса «Васса Железнова», а также побывали на Воронежском телевидении, где в прямом эфире в помещении телестудии с предварительными репетициями были показаны спектакли «Макар Дубрава», «Стряпуха» и «Что пожнешь, то и обмолотишь». Несколько раз в Рамонь приезжала труппа Воронежского драматического театра. Ставили спектакли «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского, «Коварство и любовь» Шиллера и др. И первыми зрителями были, конечно, самодеятельные артисты.
Большой школой был просмотр по телевидению фильмов-спектаклей МХАТА, театра им. А. С. Пушкина и др. , которые в 60-е годы широко демонстрировались. Вот такими были будни и праздники театра, которому суждено было дорасти до удивительных высот, чтобы играть труднейшие в психологическом плане пьесы М. Горького, А. Н. Островского, когда многие профессиональные театры избегали подобных постановок. И надо заметить, что делалось все это на общественных началах.
Т. П. Асеева, В. И. Гончаров, Л. П. Ситникова (Гуженкова) и М. П. Кащенко в гостях у клуба "У животворного ключа". Февраль 2003 г. ДК ВНИИСС.
P.S. В феврале 2003 года в литературно-краеведческом клубе «У животворного ключа» в ДК ВНИИСС состоялся вечер под названием «Рамонь театральная», в котором приняли участие Т. П. Асеева, В. И. Гончаров, Л. М. Ситникова (Гуженкова) и М. П. Кащенко. Они рассказали об истории театра, поделились своими незабываемыми впечатлениями.
Людмила ОБРАЗЦОВА.
«Голос Рамони» от 2 марта 2004 года |