Иван Васильевич Клюн (Клюнков). Автопортрет
| Иван Васильевич КЛЮН
(КЛЮНКОВ) – русский художник, теоретик искусства, представитель русского
авангарда. В начале 90-х годов XIX века работал на сахарном заводе в Рамони
Спустя годы, когда Клюн уже был довольно известным художником, он
вспоминал рамонскую природу, которая оказала на него огромное впечатление,
парк и дворец на высоком берегу реки Воронеж и особенно старинные
часы-куранты на башне, бой которых вызывал в нем лирические настроения и мысли,
переносившие его в прошедшие времена. К сожалению, имя выдающегося художника на
долгое время было предано забвению, и только в недавнее время оно снова начало
приобретать признание: была организована персональная выставка работ
художника, изданы его работы по теории искусства, записки и воспоминания.
Иван Васильевич Клюн, пожалуй, один из самых недооценённых и
незаслуженно забытых представителей русского авангарда. С малых лет
Он родился в
семье плотника в деревне Большие Горки Владимирской губернии 1 сентября 1873 года
и уже с малых лет проявил интерес к рисованию. Однако в детстве получить художественного
образования он не смог. Причин на это было несколько. Во-первых, семья Ивана
не была особенно зажиточной, поэтому родители будущего художника вряд ли
могли обеспечить ему занятия рисованием, да и, наверняка, стремились дать
единственному наследнику более надёжную профессию. |
К тому же, Иван происходил
из старообрядческой среды, что, с одной стороны, можно расценивать как
некоторую преграду на пути его становления как художника. Однако, с другой
стороны, вероятно, именно среда, в которой Иван провёл свои детские годы,
определила то направление искусства, в котором он стал работать уже в
зрелости.
В 1881 году вся
семья художника переселилась на Украину, а позже Иван Васильевич переехал к
дяде во входившую в это время в состав Российской империи Польшу. Именно в
Киеве и Варшаве он получил первоначальное художественное образование. Тем не
менее, в юности будущий художник начал осваивать работу бухгалтера, благодаря
чему в начале 1890-х годов бывший сослуживец пригласил Ивана Васильевича на
должность своего помощника в имение Ольденбургских в Воронежской губернии.
Первая любовь
Пребывание Ивана
Васильевича Клюна в Рамони и работа в должности помощника бухгалтера на
сахарном заводе относится примерно к 1892-1893 годам. Рамонская земля оставила
и романтический след в биографии художника. Здесь он познакомился с «молодой
девицей, брюнеткой, очень красивой и с темпераментом», встречу с которой Клюн
позже описал в своих воспоминаниях. Девушка иногда навещала своего дядю,
работавшего кассиром на сахарном заводе, а сама происходила из семьи богатого
подрядчика из Воронежа. Отец девушки, имевший собственный дом с фруктовым
садом на Садовой улице (ныне ул. Карла Маркса), пригласил молодого бухгалтера
бывать у них дома и даже был не против выдать за него единственную дочь. Но
Клюн вдруг взял расчёт и уехал из Рамони. Этот поступок он позже объяснил
«бессознательным стремлением к более значительным интересам», а,
следовательно, страхом связать свой потенциал узами, которые могли бы помешать
его раскрытию.
В русском авангарде
Во время
пребывания в Рамони Клюн продолжал заниматься рисованием. Поэтому неудивительно,
что после переезда в 1898 году в Москву он начал посещать частные студии Ф.И.
Рерберга, В. Фишера, И.И. Машкова. В 1907 году произошла судьбоносная встреча
Ивана Васильевича с выдающимся представителем русского авангарда, художником
и теоретиком искусства Казимиром Севериновичем Малевичем, определившая
дальнейшие интересы Клюна в области искусства. Именно Малевич ввёл Клюна в
художественные круги русского авангарда.
Однако было бы
однобоким и неправильным считать, что только Малевич оказал влияние на Клюна.
Это было в полной мере взаимное воздействие на художественные интересы друг
друга. Познакомившись у Фёдора Рерберга, Клюн и Малевич стали друзьями и
соратниками в области искусства. Под влиянием Клюна, Казимир Северинович
увлёкся религиозными сюжетами, начав работать в стилистике, основанием
которой служил русский лубок.
Под псевдонимом
Огромное влияние на Клюна произвела
организованная редакцией журнала «Золотое руно» в 1908 году выставка современной
французской живописи. Кроме того, молодой художник был знаком с собранием
произведений французского искусства российского коллекционера С.И. Щукина.
Результатом такого знакомства стало увлечение Клюна импрессионизмом и
постимпрессионизмом. Большое впечатление на молодого художника также оказали
выставки представителей русского авангарда «Бубновый валет», о которой В.В.
Маяковский впоследствии в работе «Я сам» вспоминал: «Выставки «Бубновый
валет». Диспуты… Газеты стали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый».
Именно в этот период и появился псевдоним художника «Клюн» (настоящая его фамилия
Клюнков), которым он, очевидно, опасаясь осложнений на службе, стал подписывать
свои работы.
В 1910 году Клюн стал членом общества «Московский салон»,
из которого он вышел в 1916 году. В 1913 году не без участия Малевича Клюн
сблизился с участниками группы авангардистов «Союз молодёжи» и даже
участвовал в их последней выставке. «Союз молодёжи» была одной из авторитетнейших
групп представителей русского авангарда, занимавшейся не только организацией
выставок и изданием статей по теории искусства, литературных произведений
Хлебникова, Крученых, Бурлюков, Гуро, переводов работ по современному европейскому
искусству, но и организовавшей библиотеку, в которую выписывалась заграничная
литература, вела работу в области театра. В это время под влиянием К.С.
Малевича и В.Е. Татлина Клюн работал в направлении кубо-футуризма над скульптурой
и живописью, принимал участие во многих важнейших авангардных выставках.
Помимо прочего в этот период он увлёкся
созданием коллажей.
Художник-супрематист
В 1915 году Клюн принял участие в работе над
созданием буклета А.Е. Крученых «Тайные пороки академиков». Его авторству
принадлежат литография и статья «Примитив в 20 столетии». Кроме того, в том же
году он принял участие в «Первой футуристической выставке Трамвай В» и в
«Последней футуристической выставке картин 0,10», в каталоге которой был
опубликован его манифест. Уже на «Последней футуристической выставке картин
0,10» Клюн был представлен как представитель малевичевского супрематизма. С
этого периода в его творческой биографии наступил период увлечения
беспредметным искусством, который, по признанию историков искусства, стал одним
из самых ярких в его жизни. Это совместная работа с другими
художниками-супрематистами в кустарных артелях в деревнях Вербовка и Скопцы,
участие в 1916 году в возглавляемой Малевичем группе «Супремус» и в одноименном
неизданном журнале.
Весной 1919 года Клюн представил 62 работы
супрематической живописи и графики под общим названием «Искусство цвета» на
выставке «Беспредметное творчество и супрематизм», на которой художник
объявил о своем разрыве с супрематизмом. | Супрематический рисунок. 1920-е годы
|
Профессор Клюнков
С 1918 по 1921 год Клюн - профессор
ГСХМ-Вхутемаса, с 1921 года он член-корреспондент ГАХНа, в 1920 году стал членом
Института художественной культуры, который из-за творческих разногласий вскоре
вынужден был покинуть. В 1927 году Клюн по состоянию здоровья вышел на пенсию
с должности бухгалтера.
Во второй половине 1920-х Клюн
вернулся к фигуративной живописи, определив свое искусство как «конструктивный
реализм». Работы, созданные в этом направлении, он впервые продемонстрировал на
выставке общества «Четыре искусства» в 1926 году. Позиция Клюна этого
периода вызывала резкую критику со стороны недавнего соратника Малевича. В
1927 году Клюн вступил в «Общество русских скульпторов», на одной из выставок
которого он представил беспредметную скульптуру «Электрификация». В это же
время он оформлял малотиражные книги Крученых, рисовал плакаты Совкино и
цветы для Треста зеленых насаждений.
Особенный интерес представляет
его исследовательская работа, которую он вёл 1924-1925 годах в
формально-исследовательском отделе Музея живописной культуры, где изучал
взаимосвязь цвета и формы. Результатом этой работы стали, представленные в
1925 году на первой выставке Общества станковистов, работы, написанные по
выработанному им цвето-световому принципу.
В опале
В середине 1930-х, после того как
работы Клюна подверглись критике за «формализм», а в 1934 году был арестован
сын художника Георгий, как и большинство советских художников он был
вынужден перейти к традиционно-фигуративной живописи, которая не принесла ему
успеха. С конца 1930-х Клюн писал натюрморты и пейзажи в стиле реализма,
которые он щедро раздаривал знакомым.
В это же время он работал по
заказу Института лесного хозяйства. Заказчики были очень довольны, однако эти
работы уже не удовлетворяли самого Клюна. Он с горечью писал в своем дневнике,
что всегда выступал за передовые формы в жизни и искусстве и хочет оставаться
искренним.
В 1939 году умерла жена художника.
В 1942 году на фронте погиб его сын Георгий. Сам Иван Васильевич умер 13 декабря
1943 года в Москве.
Сергей РЯПОЛОВ.
Специально для газеты
«Голос Рамони от 16 ноября 2012 года
|