Благодаря инициативе рамонских энтузиастов, удалось
восстановить традиционную женскую одежду, которую носили наши предки
Трудовая биография Инны Подольской -
директора ДШИ пос. ВНИИСС - началась в Рамонском районе ровно тридцать лет
назад. С того момента, когда выпускница Липецкого музыкального училища с
дипломом в руках вернулась в родной посёлок. Руководство с удовольствием
приняло на работу молоденькую преподавательницу по классу фортепиано. Тем
более, что в школьные годы Инна сама училась здесь.
А уже через девять лет Инну
Подольскую рекомендовали на должность директора музыкальной школы, которая
только открылась в бывшем доме академика Мазлумова в пос. ВНИИСС. Инна не побоялась
возглавить новый коллектив. С тех пор прошло более 20 лет, а она по-прежнему
увлечена своей работой, любит избранное на всю жизнь дело.
Сейчас в ДШИ 15 преподавателей.
Уже более десяти лет как по
инициативе Инны Подольской создано фольклорное отделение.
- Как-то я попала на концерт фольклорного
фестиваля на Казанскую и увидела там совсем другую культуру, которую мы
абсолютно не знаем, - рассказывает она. - С тех пор увлеклась фольклором.
Собрала вокруг себя любящих это дело
людей. И закружилось... В ДШИ пос. ВНИИСС работает замечательная женщина -
заслуженный работник культуры Лолита Ларионовская, в посёлке Комсомольский -
Галина Кузнецова, удостоенная знака «Почётный работник общего образования».
Какое-то время в школе преподавала
и дочь Инны Шавкатовны - Анна. Она закончила Рамонскую школу искусств,
Воронежский музыкальный колледж им. Растроповичей, Воронежскую государственную
академию искусств по кафедре этномузыкологии. А перед поступлением в колледж
обучалась и на фольклорном отделении ДШИ в пос. ВНИИСС.
В составе экспедиции из академии
искусств Анна участвовала в обследовании сёл Рамонского района, занималась
обработкой и систематизацией данных в 2006-2009 году. А её дипломная работа
была посвящена теме «Народные традиции Рамонского района: к проблеме
реконструкции традиционной культуры».
- До этой работы народная культура
района не привлекала внимание исследователей, хотя наша территория является
наиболее раннезаселённой в Воронежской области, - говорит Инна Шавкатовна. -
Материалы дипломной работы легли в основу готовящейся к печати книги о
традиционной культуре Рамонского района.
Очень надеемся, что в 2013 году книга выйдет в свет.
И ещё. Данные исследований Анны Подольской были
использованы в докладах на районной и областной краеведческих конференциях 2012
года. Учащаяся 10-го класса Рамонского лицея Александра Фёдорова, которую
готовила к конференции педагог и краевед Вера Андреевна Смирнова, выступила с
докладом о Рамонском костюме и представила воссозданный костюм. В итоге -
заняла в области третье место среди 26 участников.
В 2009 году в ДШИ п. ВНИИСС был создан фольклорный
коллектив «Раменка» под руководством Анны Подольской. На основе собранного ей
материала реконструировали традиционные народные костюмы Рамонского района.
Инна Шавкатовна Подольская лично занималась разработкой эскизов и выкроек,
подбором тканей и материалов, сама вручную изготавливала мелкие детали,
головные и нагрудные украшения. А помогали ей в этом, и непосредственно к пошиву
были привлечены, Татьяна Калинина и Зинаида Солодкова.
Средства на изготовление костюмов (немалые в то
время) были выделены районной администрацией при личном содействии начальника
отдела по культуре Наталии Чернышовой.
На вопрос: «Почему связала свою жизнь с музыкой?»
Инна Шавкатовна ответила, не задумываясь:
- Папа, Шавкат Люкманович, татарин, в молодости хорошо
пел. Особенно здорово у него получались классические произведения. Бабушка Латифа
Исхаковна пела в оперетте в Астрахани. А вот мама моя, Валентина Ефремовна, русская.
Родом из Липецкой области. Медик по образованию. Работала долгие годы в
Туркмении врачом.
Мама разглядела в дочери музыкальную жилку. И посоветовала
идти учиться музыке.
- Конечно, это большой труд, - говорит Инна Подольская.
- Но я нисколько не жалею, что связала свою жизнь с музыкой, музыкальной педагогикой.
Теперь по стопам Инны Шавкатовны
пошли и её дети: дочь Анна и сын Сергей. У Анны за плечами Воронежская государственная
академия искусств, у Сергея - Воронежский музыкально-педагогический колледж.
Девятилетняя внучка Оля третий год учится в музыкальной школе по классу фортепиано
и параллельно на художественном отделении. Внук Игорь пока ещё маленький.
Инна Подольская сегодня живёт тем, чем она
занимается. И не жалеет, что выбрала этот тернистый путь к высокой культуре.
За свой труд она не раз удостаивалась грамот
областного Управления культуры, администрации района.
Впереди много творческой, интересной работы. И Инна
Шавкатовна готова к покорению новых вершин.
| Как одевались наши прабабушки? В результате музыкально-этнографических экспедиций по территории современного Рамонского района было выявлено два комплекса женской одежды: с поневой и домотканой полосатой юбкой. Такое разнообразие женской одежды обусловлено неравномерным заселением нашей местности людьми разного сословия из разных мест Российского государства. Большую часть населения территории Рамонского района составляли однодворцы - потомки служилых людей, охранявших в ХVI-ХVII веках южные рубежи России. Особенности жизни в приграничных районах, сословная замкнутость наложили отпечаток на все стороны их жизни. Однодворцы считали себя привилегированным сословием. В их одежде сохранились элементы старинного дворянского костюма. Домотканая полосатая юбка, являющаяся элементом костюма женщин-однодворок в Рамонском районе, встречается повсеместно. Юбка выкраивалась из полотнищ, домотканой ткани, на которой полоски были самой разнообразной расцветки: зелёные, белые, красные, жёлтые, розовые, но всегда с преобладанием красного цвета. Упоминания о сарафане в качестве девичьей одежды встретились лишь в сёлах Карачун, Сенное и Глушицы, что соответствует границам бывшего Карачунского стана (середина XVII века). По мнению исследователей, комплекс с сарафаном сложился в период формирования великорусской народности и был характерен, первоначально, для северных и Центральных губерний России. Позднее, вместе с расширением территории Русского государства, он распространился во многих южных районах расселения русских. |
Женская рубаха шилась из конопляного или льняного домотканого
полотна, а в конце XIX века и из фабричных тканей. Рукава рубахи кроили
широкими и длинными, со скрывающей кисть оборкой из лент, кружева, кисеи, украшали
ткаными полосами красного цвета и вышивкой.
В конце XIX века появляются рубахи, сшитые из тонких фабричных
тканей. Рукава таких рубах шили из кисеи на подкладке из красного ситца.
Большой отложной воротник украшали кружевом, вышивкой, подвязывали шёлковыми
лентами разных цветов. По покрою и способу ношения такой воротник очень близок
к древнерусским воротникам.
Неотъемлемой частью женского костюма был нагрудник-«пузатка»
белого цвета, надеваемый поверх рубахи с понёвой, сарафаном, юбкой.
Молодые женщины в праздники надевали душегреи. Их шили из
«золотой» парчи или шёлковой ткани, длиной до талии, с жёсткими мелкими
складками на спине и с широкими лямками. Осенние душегреи были с рукавами.
Головной убор - кокошник в форме высокой цилиндрической шапочки
на твёрдой основе - обшивали серебристым позументом или парчой. Сзади голову
прикрывали узкой подзатыльней, расшитой золотыми и серебряными нитями.
Нина БОГДАНОВА.
"Голос
Рамони” от 16 ноября 2012 года |