Наряду с пословицами и
поговорками важное место в русском фольклоре принадлежит загадкам. Представляя
собой, древнейший жанр устного народного творчества, прочно связанного с
трудовой деятельностью человека, загадки не одно столетие привлекали внимание
людей богатством, затейливостью, хитроумностью своего содержания.
Под загадкой обычно
понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение,
содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ.
Как и пословицы, на
уроках Исторического краеведения при изучении многих тем используются загадки,
авторами которых являются учащиеся, родители и учителя.
Этот жанр устного
народного творчества успешно способствуетна уроках активизации познавательной деятельности учащихся,
совершенствованию сообразительности, а также существенно расширяет
представление детей о жизни вокруг него. Являясь произведением словесного
искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает
художественное восприятие окружающего мира.
Загадки.
Всех
рамонских рек я батюшка,
Зимой
во льды я весь закован,
Могуч
я вешнею водой,
Мой
бег то тих, то вновь огромен
Порой
в раздумье погружен,
Зовут
меня все – …………..
(Тихий Дон)
Мы
- озера голубые,
Если
только к нам впервые
Вы
приехали в Рамонь,
То
как речку перейдешь,
За
мостом меня найдешь,
Плот
я спрятала в названье,
Проводи
теперь дознанье.
(Плотское озеро)
В
Рамони «ЧерныйИвашка»
Ходит
в черной рубашке.
(чернозем)
Твердый,
но не уголь.
Белый,
но не мел.
(известняк)
Сто
лет гниет, в Рамонском болоте живет,
Им
топили , а теперь забыли.
(торф)
Под
землей коричневая девица
А
на рамонской земле
карачунской
игрушкой родится.
(глина)
Рядом
с Петром
В
руке с топором
Конюха
сын
на
карте района в названье застыл.
(Федосей Скляев)
На
круче стоит
Там
замок принцессы
И
в сказку глядит
Сквозь
леса – завесу.
(Рамонь)
За
мостом стоит,
Соснами
глядит,
Заповедник
здесь живет,
Много
ягод здесь растет.
Он
богат грибами,
Мхи,
цветы лежат коврами.
(Усманский бор)
В
названии какой реки живет
Животное
и птица?
(река Воронеж)
Под
покровом ветвей,
Где
не видно небес
Девицы
к братцу пробираются.
Выходя
на простор,
Где
попятился лес
Тихо
плесами там разливаются.
(реки Ивница и Усманка)
Как
на горке - на горе,
Стоит
терем на траве.
Окна
расписные,
Ставенки
резные.
В
теремочке том жила
Принцесса
– раскрасавица,
Завод
и фабрику построила
Рамонь
благоустроила.
(Е.М.Ольденбургская)
Дон,
я твой младший брат.
Я
красив, я богат.
Зеленью
лугов, зеленью дубрав.
Чистою
водой своей
Я
зову людей.
Приезжай
сюда, отдохнешь сполна.
(р. Воронеж)
Я
ж в «Березке» прописалась
И
навеки там осталась.
(оз. Кривое)
Воронеж!
Мы твои две младшие сестрицы,
В
нас родниковая водица.
(р. Усманка и
Ивница)
В Рамони на троне
Черный,
грязный король сидит-
Рамонцам
золотом платит.
(чернозем)
Белый,
желтый и сыпучий,
Детками
любимый,
На
стройке – могучий.
(песчаник)
В
бору как свечка выростает
Пахучие
слезы роняет.
Дома
мебель строит
Больших
денег строит.
(сосна)
Могучих
дубравсмотрителем был
За
службу земли на Дону получил.
Наказан Петром
За воровство кнутом.
( Антон Веневитинов)
Наш край знаменит
Его имя
В названии реки
И города гремит.
(Воронежский край)
Хвост большой – рулевой
Строит домик под водой.
(бобер)
Заповедный редкий пруд,
Буквы «Ш» там в нем живут
Он как древний, древний дед
Во мхи волшебные одет.
(Шерешков пруд)
с.Ступино
Растет «Аленка» в названии
речонки.
(река Ивница)
В Рамонском крае
Два брата рядом живут -
Друг друга не замечают.
(реки Дон и Воронеж)
Дон, я твой младший брат,
Я красив, я богат.
Зеленью лугов, зеленью дубрав
Чистою водой своей я зову
людей.
Приезжай сюда, отдохнешь с
полна.
( река
Воронеж)
Земляк мой, знаешь ты
Что край Рамонский
Радетель и свидетель дел
Петровских.
Ты села наши в памяти перебери
Места Петровских верфей
назови.
(Ступино, Рамонь, Чертовицы)
Яковлева Елизавета Ученица 10 б класса Рамонского лицея Руководитель:
Смирнова В.А.