Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 954

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Пятница, 15.11.2024, 04:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Новоживотинное

Усадьба Веневитиновых - главная достопримечательность села
Удивительные совпадения случаются в жизни! В 1978 году в Новоживотинном побывал журналист Эрнст Маркин. Он работал тогда над большим очер­ком, посвященным замечательной женщине - Агафье Николаевне Девицкой, воспитавшей семерых детей. Очерк этот был потом опубликован в журнале «Сель­ская молодежь» под заголовком «Это и есть жизнь». В заключительной части очерка автор - как бы похо­дя — размышляет о будущем одной из внучек Агафьи Николаевны, Леночки. В фантазиях автора Леночка читает знаменитое стихотворение Дмитрия Веневити­нова «К моему перстню»:
Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой...
 
Прошло всего полтора десятка лет — и пророчест­ва журналиста сбылись. Ныне Леночка Девицкая - те­перь уже Елена Алексеевна Виноградова — младший научный сотрудник музея-усадьбы Д. Веневитинова. Проводя экскурсии по залам музея, она непременно рассказывает о романтической и печальной любви по­эта к «царице муз и красоты» Зинаиде Волконской, об удивительной истории перстня, подаренного княгиней Дмитрию Веневитинову, и читает эти стихи:
 

Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой..
 
Усадьба Веневитиновых во все времена была глав­ной достопримечательностью Новоживотинното. Специ­алисты считают, что наиболее вероятная дата строи­тельства дома, который ныне реставрируется, 1760 - 1770 гг., когда хозяином имения был П. А. Веневити­нов: выйдя в отставку, он с 1768 года постоянно жил в Новоживотинном.
 
В 1965 году было проведено архитектурно-археологическое обследование дома, благодаря которому мы многое знаем о его прошлом. Первоначальные размеры здания были несколько меньше, чём сегодня. Оно было кирпичным, двухэтажным. Имелся и третий, антре­сольный этаж, или мезонин. Первый этаж был низким, со сводчатыми потолками, которые в нескольких комнатах и коридоре сохранились до наших дней. Парад­ный второй этаж имел высокие потолки, а антресоль­ный - низкие потолки и маленькие квадратные окна. Кроме главного здания на территории усадьбы были хозяйственные постройки. Вся усадьба была обнесена глухой кирпичной стеной. Над Доном стояла кирпич­ная оштукатуренная беседка, от которой, вероятно бы­ла лестница - спуск к реке.
 
Архитектурно дом Веневитиновых был выполнен в формах классицизма.
 
В начале XIX века хозяин усадьбы Владимир Петрович Веневитинов - отец поэта - осуществил перестройку дома. Считается, что именно в этот пери­од исчез антресольный этаж и появились боковые га­лереи с открытыми балконами. Сохранились много­численные описи имения того времени, из которых можно узнать, каким было здание. Так, в описи 1826 года упоминается «каменный господский дом в два этажа, крытый железом». В описях последующих лет значится «каменный господский дом жилой со служ­бами, крытый тесом» и «господский каменный дом двухэтажный, в длину - 45 арш., в ширину - 24 арш., в вышину - 14 арш.». Эти габариты в точности соот­ветствуют габаритам существующего сегодня здания.
 
 В 1870 году происходил капитальный ремонт дома. Здание было оштукатурено, появилась новая кровля, новые полы. На первом этаже кладовые были перест­роены в жилые комнаты. Часть сводов при ремонте разобрали. Несколько комнат в доме были оклеены обоями - об этом известно из описаний интерьеров здания, относящихся к тому времени.
 
В нашем веке здание претерпело немало изменений. В 1930 году, например, дом приспосабливали под шко­лу, частично изменив при этом внутреннюю планиров­ку. Исходя из конкретных условий эксплуатации здание видоизменялось и в дальнейшем. В 1937 году здесь размещалась музыкальная школа. В 1939-ом сюда под­селили детский дом, Дружной семьей жили в нем дети Испании и русские ребята-сироты. В начале войны детей вывезли из села. В первые месяцы Великой Отече­ственной в здании расположилась воинская часть.
 
С начала войны и вплоть до 1986 года веневитиновский дом постепенно разрушался. Были утрачены за­падная галерея, а также южный балкон. Сейчас. и га­лерея, и балкон восстановлены. Однако галерея видо­изменена: она выполнена в виде тамбура входа с бал­коном второго этажа.
 
Реставрационные работы в усадьбе начались в 1988 году — после принятия Воронежским облисполкомом решения о ее передаче Дому-музею И. С. Никитина для организации музея-усадьбы Д. Веневитинова. Автором проекта реставрации является архитектор Т. Н. Синегуб.
 
Концепция  музея-усадьбы Д. Веневитинова была разработана научным руководителем Дома-музея И. С. Никитина, доктором филологических наук, профессо­ром Г. В. Антюхиным, заведующей    научно-исследова­тельским отделом  музея Е. П. Корчагиной, старшим научным сотрудником Г. П. Мазиной. Авторы постави­ли  перед собой задачу создать  музей-усадьбу    более широкого содержания, чем просто родовое имение по­эта. Они постарались заглянуть и в завтрашний день. По их мнению, Новоживотинное органично вписывает­ся в схему развития туризма в Воронежской области. Оно вполне может стать одним из интересных центров таких туристических маршрутов, как: Воронеж - Ново­животинное - Рамонь - Староживотинное - Воронежский государственный заповедник;  или:  Воронеж - Рамонь  -  Новоживотинное -  Семилуки - Костенки - Дивногорье - Лиски - Бобров - Хреновое. На­ряду с историей рода Веневитиновых, жизнью и твор­чеством Д. Веневитинова авторы решили показать дворянскую усадебную культуру XVIII-XIX вв., кресть­янскую культуру края, взаимодействие этих культур   и его историко-культурное значение.
 
Ко времени выхода этой книги из печати посетители уже имеют возможность осмотреть некоторые залы музея. Но работа реставраторов и художников еще про­должается. Что-то уточняется, что-то меняется. И все же попытаемся пройтись по музею, чуть-чуть приоткры­вая и планы завтрашнего дня.
 

Первый этаж веневитинекого дома. Из гардероба попадаем в вестибюль. Здесь - книжный и сувенирный магазины. Рядом - выставочный зал. Работы здесь идут полным ходом. А на втором этаже многое уже завершено. Семь залов, и первый из них - каминная. Это экспозиционное помещение авторы отнесли к теме «Культура русской усадьбы». Зал, помимо экспозици­онных целей, предназначен для проведения литератур­ных, музыкальных и других вечеров или торжеств. Оформление интерьера, убранство зала - все это в духе начала прошлого века, того времени, когда здесь бывал Д. Веневитинов. В оформлении присутствует и мотив кораблестроения - ведь род Веневитиновых имеет самое прямое отношение к созданию отечествен­ного флота. Картина «Воронеж корабельный» встре­чает посетителя уже на парадной лестнице. А в зале - портрет Петра Первого и его Указ «О надсматриванье и береженье угожих лесов в 4-х уездах Антоном Веневитиновым». Для убранства дворянской усадьбы XIX века были характерны античные скульптуры, картины. Бюсты Платона и Аристотеля - философов, оказав­ших большое влияние на формирование мировоззрения Д. Веневитинова, украшают каминный зал.

Не случай­ны здесь и картины, подобранные так, что рассказыва­ют об эстетических пристрастиях поэта. Ну а сам камин - главная архитектурная деталь зала. Рядом с ним - мебель, выполненная в стиле, присущем нача­лу XIX века
.
Из каминного зала попадаем в парадную столовую. В стилевом единстве с первым залом выполнены лю­стры, бра, резьба на дверях. В зале - обеденный стол, диваны, стулья, посудный столик, посуда прошлого века. На стенах - русская живопись. В простенках - скульптурные сюжеты на темы мифологии. Как суще­ственный элемент в быту дворянской семьи - макет кареты. Этот зал показывает не только убранство парадной столовой, но и выполняет интересную содержа­тельную задачу, представляя посетителю типологиче­скую дворянскую усадьбу средней полосы России. Это­му служат макет усадьбы Веневитиновых, который здесь демонстрируется, всевозможные чертежи, планы, карта ландшафта, дорог, угодий и тому подобное.
 
Следующие три зала посвящены жизни и творчест­ву Дмитрия Веневитинова. Эта тема начинается с экс­позиции, содержание которой можно было бы опреде­лить так: «Веневитинов и Воронежский край». Демон­стрируются документы, связанные с предками Д. Ве­невитинова: Лаврентием Веневитиновым, его сыном Антоном Лаврентьевичем. Они рассказывают о владе­нии землями, о службе А. Л. Веневитинова Петру Пер­вому, об управлении лесами. Здесь же - письма Д. Веневитинова в Москву, написанные им в Новоживотинном в августе - сентябре 1824 года во время его поездки сюда по поводу проверки жалоб крестьян. Инте­ресны рисунки Д. Веневитинова, сделанные в Новоживотинном талантливой рукой художника. В этой же экспозиции - стихотворение Д. Веневитинова «Люби­мый цвет», посвященное сестре и навеянное впечатле­ниями о Новоживотинном, а также послание А. Хомя­кова «Веневитиновым». Как известно, в 1824 году поэт посетил и Воронеж. О воронежских встречах расска­зывает его письмо от 15 августа. В связи с этим пись­мом экскурсовод поведает вам об интересном челове­ке - воронежском губернаторе того времени Николае Ивановиче Кривцове. Н. И. Кривцов был другом А. С. Пушкина и в 1819 году великий русский поэт посвятил ему стихотворение. А брат Н. И. Кривцова Сергей Ива­нович известен как декабрист. Среди «героев» этого зала - Г. Н. и В. А. Оленины - родственники Вене­витиновых, владевшие в Воронежской губернии рядом имений. Ну а среди документов - еще и прошение матери поэта А. И. Веневитиновой на имя Николая I, о котором выше уже рассказано.
 
Второй зал, посвященный Д. Веневитинову (четвертый по порядку на втором этаже музея), можно было бы условно назвать «Веневитинов и Москва». Зал очень насыщен и экспонатами, и разнообразной информацией. Среди документов - купчая на дом а Кривоколенном переулке, оформленная отцом поэта Владимиром Петровичем: в этом доме Д. Веневитинов родился; «Альманахи для приезжающих в Москву за 1826 год», из которых можно узнать о Мясницкой ули­це, на которой жили Веневитиновы. Представлены пе­реводы юного Д. Веневитинова с греческого и латыни, первые его стихотворения, письмо поэта о работе жур­нала «Московский вестник» и т. д.
З. Волконская

Немало материалов посвящено Обществу любомудрия. И - имена, имена: члены семьи Веневитиновых, домашние учителя, уни­верситетские профессора А. Ф. Мерзляков, X. И. Лодер, И. Е. Дядьковский, друзья и соратники поэта М. Погодин, М. Рожалин, С. Шевырев, В. Одоевский, С. Соболевский, И. и П. Киреевские, И. Мальцов, Н. Мельгунов, поэты П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Бара­тынский, музыканты Михаил и Матвей Виельгорские, Веретовский, Алябьев - они тоже из московского ок­ружения Д. Веневитинова. И, конечно, - Александр Сергеевич Пушкин, поэт и родственник. И, безуслов­но, - Зинаида Волконская: посвященные ей стихи, воспоминания М. А. Веневитинова о взаимоотношениях поэта и княгини. Зал завершают документы, связанные с отъездом Д. Веневитинова в Петербург: «Дневник» М. Погодина, рекомендательное письмо В. Пушкина Гнедичу, письмо поэта с дороги.

 
Следующий зал - пятый - расскажет о петербург­ском периоде жизни поэта. Перед посетителем - виды Петербурга, изданные Плюшаром, и письмо Д. Вене­витинова, посвященное им. Экспозиция содержит мате­риалы о Коллегии иностранных дел, где служил поэт. Тут же и письма Д. Веневитинова о встречах с В. Одо­евским, А. Дельвигом, с родителями А. С. Пушкина, с Львом Пушкиным. Рядом - воспоминания А. Дель­вига. Посетителей музея, конечно же, заинтересуют портреты драматургов А. Шаховского, И. Слепнна, выполненные Д. Веневитиновым, а также письмо Ф. Хомякова от 3 декабря 1826 года, в котором говорит­ся о жизни Д. Веневитинова в Петербурге. И, нако­нец, - печальные документы: сообщение «Московского вестника» о смерти поэта с его стихотворением «Поэт и друг», письмо И. И. Козлова к А. И. Тургеневу об обстоятельствах смерти, последние письма поэта, фото­графия его могилы.
 
А в шестом зале музея перед глазами посетителя предстанет диорама «Народный праздник». По замыс­лу авторов экспозиции этот зал должен рассказать о взаимодействии природы и культуры, прошлого и на­стоящего в формировании различных аспектов окру­жающей среды. Тематика для музеев, прямо скажем, необычная, редкая. Но она представляется и интерес­ной, и закономерной, особенно - если учесть, что на новоживотинновской земле - родовые корни первого русского ученого-эколога Н. А. Северцова, а также и то, что эту тему естественно и логично продолжит при­легающий к усадьбе парк.
 
Последний, седьмой, зал второго этажа пока - ус­ловно - назван «Библиотека». Вероятно, здесь рас­положится экспозиция, посвященная жизни и деятель­ности Михаила Алексеевича Веневитинова. Внимательный читатель, конечно, обратил внимание на то, что пока я не назвал имени Э. А. Войнич. Разу­меется, в музее обязательно будет экспозиция, посвя­щенная пребыванию в имении Веневитиновых молодой Лили Буль - будущей известной писательницы. Воз­можно, эта экспозиция расположится на первом эта­же - на той площади, которую пока арендует для служебных целей сельская администрация. Но, быть может, будет найдено и какое-то иное решение.
 
Сделано в усадьбе многое. Но работы впереди, как говорится, непочатый край. Вот пруд. Некогда он ук­рашал имение Веневитиновых. Ныне он зарос. Его ло­же сохранилось, но плотина прорвана. А самое глав­ное - на его дне, по свидетельству старожилов, нема­ло металлолома военного времени. Возможно, металло­лома небезопасного.
 
А парк? О нем — особый разговор. Вот что расска­зывает автор проекта его восстановления кандидат сельскохозяйственных наук А. Н. Киреичев: «К настоящему времени старинных парков, созда­ние которых относится к первой половине XVIII века, сохранилось мало. Так, парк в селе Воронцовка Пав­ловского района создавался в 1740-х годах. К этому же времени относится создание парка в селе Конь-Коло­дезь Хлевенского района Липецкой области. Парк в се­ле Семидубравное создавался в 1780-х годах. Парк в Анне — в первой половине XIX века, парк в санато­рии имени Цюрупы — во второй половине XIX века.
 
Строительство парка в селе Новоживотинном отно­сится к первой половине XVIII века. Сообразуясь с тем временем, он закладывался как регулярный, с раз­бивкой всей площади на прямоугольные участки си­стемой аллей, с плодовым садом, прудом, террасами по берегу речной долины. Главенствующее положение занимал усадебный дом с круглым амфитеатром из сирени перед фасадом, газонами и цветниками. Пери­од создания парка - время закрепощения крестьян. Поэтому v помещиков были неограниченные возмож­ности использования труда крепостных на работах по посадке и уходу за деревьями, устройству террас, выкопке котлована под пруд.
 
Для нашего поколения парк представляет интерес как образец садово-паркового искусства первой поло­вины XVIII века».
 
Плодовый сад примыкал к усадебному дому с юго-востока, а пруд располагался с юго-запада, запада и севера. Центральная аллея парка шла к берегу Дона. Параллельно ей, с северной стороны здания, проходи­ла вторая аллея. Выше пруда тянулась третья аллея - поперечная.
 
В верхней части берега речной долины были две террасы. Здесь росли сосна, ясень, липа, клен, ива.
 
Сегодня о бывшем парке напоминают всего не­сколько старых деревьев - дуплистых, суховершинных, засохших. На территории буйно разрослась крапива, репейник. Много валежника. Так что работы по вос­становлению парка предстоит немало.
 
Еще не решен вопрос о судьбе бывшей людской (флигеля). Реставрационные работы здесь идут, но пока неясно, что будет в этом здании. Как один из ва­риантов, рассматривался вопрос о создании в нем не большой гостиницы для туристов. Но только - как вариант.
 
В заключение назову имена людей, чьими усилиями создается музей-усадьба Д. Веневитинова. Реставра­ционные работы ведут специалисты, рабочие специали­зированного реставрационного управления «Воронеж-реставрация» (ныне - ТОО «Реставратор»), которое возглавляет В. Н. Старцев. Бригадой, работающей в Новоживотинном, руководит прораб А. М. Яковлев. Реставрация усадьбы проходит при непосредственном участии Государственной инспекции по охране памят­ников истории и культуры Воронежской области (госу­дарственный инспектор Т. С. Старцева).
 
Экспозиция музея-усадьбы создается руками веду­щего художника В. Н. Елисеенко, художников В. М. Вислогузова, В. Е. Азовцева, Ю. И. Денисова, С. А. Рубцова, В. Д. Смородина. Камин выполнен Н. Ф. Суворковым и заслуженным художником России 3. В. Суворковой. Скульптуры, установленные в музейных залах, созданы заслуженным художником России, лау­реатом Государственной премии Российской Федера­ции Э. Н. Пак и заслуженным художником России, ла­уреатом Государственной премии Российской Федерации И. П. Дикуновым. Живописные работы выполнены заслуженным работником культуры России, лауреатом премии имени Сергия Радонежского В. П. Криворучко, заслужённым художником России Ю. Ф. Внодченко, художником Е. С. Жеребцовым. Авторы графических работ - заслуженный художник России В. А. Пресня­ков, художники В. А. Жигуленков (Москва) и Е. Я. Пошивалов. Работали над диорамой, выполняли художественную лепку В. Ф. Базильский и Б. М. Козлов. Мебель для экспозиции изготовлена Ю. В. Першиным. Большинство названных художников представляют од­ну из крупнейших в России Воронежскую организа­цию Союза художников.
 
Назову и еще одну организацию, без которой вос­создание музея-усадьбы Д. Веневитинова было бы не­возможным. Это - комитет по культуре администра­ции Воронежской области (председатель комитета — Ю. С Соловьев). В наше экономически нестабильное, трудное время комитет находит возможность финанси­ровать работы, проводимые в Новоживотинном, изыски­вает немалые средства для того, чтобы эти работы не прекращались.
 
Ну а саму музей-усадьбу Д. Веневитинова возглав­ляет - в ранге заведующей филиалом Воронежского Дома-музея И. С. Никитина = Любовь Николаевна Федорова. В прошлом она - педагог, отдавший нема­ло сил воспитанию подрастающего поколения новоживотинновцев. Впрочем, и сегодняшняя ее должность имеет к воспитательной работе самое прямое отноше­ние. Ведь отныне в борьбе с бездуховностью, захлест­нувшей общество, далеко не последнюю роль будет иг­рать и Новоживотинное. В этой борьбе село вооружено сильным оружием. Своей неповторимой историей. Пре­красными и трагическими судьбами своих людей. Вели­кими надеждами и высокими порывами человека, кото­рый стал гордостью этой земли — Дмитрия Веневити­нова.
 
Не пройди, читатель, мимо этой истории, этих су­деб, этих надежд и порывов. И, как писал поэт, —
... пусть пред тобою
Завеса времени падет,
И ясной длинной чередою
Промчится ряд минувших лет!
 
И, быть может, тогда ты воскликнешь вслед за Дмитрием Веневитиновым:
 
Прекрасному пределов нет!..
 "Новоживотинное"
Е. Новичихин
Категория: Новоживотинное | Добавил: istram (13.04.2009)
Просмотров: 11867 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/24
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024