Удивительные совпадения случаются в жизни! В 1978 году в Новоживотинном побывал журналист Эрнст Маркин. Он работал тогда над большим очерком, посвященным замечательной женщине - Агафье Николаевне Девицкой, воспитавшей семерых детей. Очерк этот был потом опубликован в журнале «Сельская молодежь» под заголовком «Это и есть жизнь». В заключительной части очерка автор - как бы походя — размышляет о будущем одной из внучек Агафьи Николаевны, Леночки. В фантазиях автора Леночка читает знаменитое стихотворение Дмитрия Веневитинова «К моему перстню»:
Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой...
Прошло всего полтора десятка лет — и пророчества журналиста сбылись. Ныне Леночка Девицкая - теперь уже Елена Алексеевна Виноградова — младший научный сотрудник музея-усадьбы Д. Веневитинова. Проводя экскурсии по залам музея, она непременно рассказывает о романтической и печальной любви поэта к «царице муз и красоты» Зинаиде Волконской, об удивительной истории перстня, подаренного княгиней Дмитрию Веневитинову, и читает эти стихи:
|
Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой..
Усадьба Веневитиновых во все времена была главной достопримечательностью Новоживотинното. Специалисты считают, что наиболее вероятная дата строительства дома, который ныне реставрируется, 1760 - 1770 гг., когда хозяином имения был П. А. Веневитинов: выйдя в отставку, он с 1768 года постоянно жил в Новоживотинном. |
В 1965 году было проведено архитектурно-археологическое обследование дома, благодаря которому мы многое знаем о его прошлом. Первоначальные размеры здания были несколько меньше, чём сегодня. Оно было кирпичным, двухэтажным. Имелся и третий, антресольный этаж, или мезонин. Первый этаж был низким, со сводчатыми потолками, которые в нескольких комнатах и коридоре сохранились до наших дней. Парадный второй этаж имел высокие потолки, а антресольный - низкие потолки и маленькие квадратные окна. Кроме главного здания на территории усадьбы были хозяйственные постройки. Вся усадьба была обнесена глухой кирпичной стеной. Над Доном стояла кирпичная оштукатуренная беседка, от которой, вероятно была лестница - спуск к реке.
Архитектурно дом Веневитиновых был выполнен в формах классицизма.
В начале XIX века хозяин усадьбы Владимир Петрович Веневитинов - отец поэта - осуществил перестройку дома. Считается, что именно в этот период исчез антресольный этаж и появились боковые галереи с открытыми балконами. Сохранились многочисленные описи имения того времени, из которых можно узнать, каким было здание. Так, в описи 1826 года упоминается «каменный господский дом в два этажа, крытый железом». В описях последующих лет значится «каменный господский дом жилой со службами, крытый тесом» и «господский каменный дом двухэтажный, в длину - 45 арш., в ширину - 24 арш., в вышину - 14 арш.». Эти габариты в точности соответствуют габаритам существующего сегодня здания.
В 1870 году происходил капитальный ремонт дома. Здание было оштукатурено, появилась новая кровля, новые полы. На первом этаже кладовые были перестроены в жилые комнаты. Часть сводов при ремонте разобрали. Несколько комнат в доме были оклеены обоями - об этом известно из описаний интерьеров здания, относящихся к тому времени.
В нашем веке здание претерпело немало изменений. В 1930 году, например, дом приспосабливали под школу, частично изменив при этом внутреннюю планировку. Исходя из конкретных условий эксплуатации здание видоизменялось и в дальнейшем. В 1937 году здесь размещалась музыкальная школа. В 1939-ом сюда подселили детский дом, Дружной семьей жили в нем дети Испании и русские ребята-сироты. В начале войны детей вывезли из села. В первые месяцы Великой Отечественной в здании расположилась воинская часть.
С начала войны и вплоть до 1986 года веневитиновский дом постепенно разрушался. Были утрачены западная галерея, а также южный балкон. Сейчас. и галерея, и балкон восстановлены. Однако галерея видоизменена: она выполнена в виде тамбура входа с балконом второго этажа.
Реставрационные работы в усадьбе начались в 1988 году — после принятия Воронежским облисполкомом решения о ее передаче Дому-музею И. С. Никитина для организации музея-усадьбы Д. Веневитинова. Автором проекта реставрации является архитектор Т. Н. Синегуб.
Концепция музея-усадьбы Д. Веневитинова была разработана научным руководителем Дома-музея И. С. Никитина, доктором филологических наук, профессором Г. В. Антюхиным, заведующей научно-исследовательским отделом музея Е. П. Корчагиной, старшим научным сотрудником Г. П. Мазиной. Авторы поставили перед собой задачу создать музей-усадьбу более широкого содержания, чем просто родовое имение поэта. Они постарались заглянуть и в завтрашний день. По их мнению, Новоживотинное органично вписывается в схему развития туризма в Воронежской области. Оно вполне может стать одним из интересных центров таких туристических маршрутов, как: Воронеж - Новоживотинное - Рамонь - Староживотинное - Воронежский государственный заповедник; или: Воронеж - Рамонь - Новоживотинное - Семилуки - Костенки - Дивногорье - Лиски - Бобров - Хреновое. Наряду с историей рода Веневитиновых, жизнью и творчеством Д. Веневитинова авторы решили показать дворянскую усадебную культуру XVIII-XIX вв., крестьянскую культуру края, взаимодействие этих культур и его историко-культурное значение.
Ко времени выхода этой книги из печати посетители уже имеют возможность осмотреть некоторые залы музея. Но работа реставраторов и художников еще продолжается. Что-то уточняется, что-то меняется. И все же попытаемся пройтись по музею, чуть-чуть приоткрывая и планы завтрашнего дня.
Первый этаж веневитинекого дома. Из гардероба попадаем в вестибюль. Здесь - книжный и сувенирный магазины. Рядом - выставочный зал. Работы здесь идут полным ходом. А на втором этаже многое уже завершено. Семь залов, и первый из них - каминная. Это экспозиционное помещение авторы отнесли к теме «Культура русской усадьбы». Зал, помимо экспозиционных целей, предназначен для проведения литературных, музыкальных и других вечеров или торжеств. Оформление интерьера, убранство зала - все это в духе начала прошлого века, того времени, когда здесь бывал Д. Веневитинов. В оформлении присутствует и мотив кораблестроения - ведь род Веневитиновых имеет самое прямое отношение к созданию отечественного флота. Картина «Воронеж корабельный» встречает посетителя уже на парадной лестнице. А в зале - портрет Петра Первого и его Указ «О надсматриванье и береженье угожих лесов в 4-х уездах Антоном Веневитиновым». Для убранства дворянской усадьбы XIX века были характерны античные скульптуры, картины. Бюсты Платона и Аристотеля - философов, оказавших большое влияние на формирование мировоззрения Д. Веневитинова, украшают каминный зал. |
|
Не случайны здесь и картины, подобранные так, что рассказывают об эстетических пристрастиях поэта. Ну а сам камин - главная архитектурная деталь зала. Рядом с ним - мебель, выполненная в стиле, присущем началу XIX века
.
Из каминного зала попадаем в парадную столовую. В стилевом единстве с первым залом выполнены люстры, бра, резьба на дверях. В зале - обеденный стол, диваны, стулья, посудный столик, посуда прошлого века. На стенах - русская живопись. В простенках - скульптурные сюжеты на темы мифологии. Как существенный элемент в быту дворянской семьи - макет кареты. Этот зал показывает не только убранство парадной столовой, но и выполняет интересную содержательную задачу, представляя посетителю типологическую дворянскую усадьбу средней полосы России. Этому служат макет усадьбы Веневитиновых, который здесь демонстрируется, всевозможные чертежи, планы, карта ландшафта, дорог, угодий и тому подобное.
Следующие три зала посвящены жизни и творчеству Дмитрия Веневитинова. Эта тема начинается с экспозиции, содержание которой можно было бы определить так: «Веневитинов и Воронежский край». Демонстрируются документы, связанные с предками Д. Веневитинова: Лаврентием Веневитиновым, его сыном Антоном Лаврентьевичем. Они рассказывают о владении землями, о службе А. Л. Веневитинова Петру Первому, об управлении лесами. Здесь же - письма Д. Веневитинова в Москву, написанные им в Новоживотинном в августе - сентябре 1824 года во время его поездки сюда по поводу проверки жалоб крестьян. Интересны рисунки Д. Веневитинова, сделанные в Новоживотинном талантливой рукой художника. В этой же экспозиции - стихотворение Д. Веневитинова «Любимый цвет», посвященное сестре и навеянное впечатлениями о Новоживотинном, а также послание А. Хомякова «Веневитиновым». Как известно, в 1824 году поэт посетил и Воронеж. О воронежских встречах рассказывает его письмо от 15 августа. В связи с этим письмом экскурсовод поведает вам об интересном человеке - воронежском губернаторе того времени Николае Ивановиче Кривцове. Н. И. Кривцов был другом А. С. Пушкина и в 1819 году великий русский поэт посвятил ему стихотворение. А брат Н. И. Кривцова Сергей Иванович известен как декабрист. Среди «героев» этого зала - Г. Н. и В. А. Оленины - родственники Веневитиновых, владевшие в Воронежской губернии рядом имений. Ну а среди документов - еще и прошение матери поэта А. И. Веневитиновой на имя Николая I, о котором выше уже рассказано.
Второй зал, посвященный Д. Веневитинову (четвертый по порядку на втором этаже музея), можно было бы условно назвать «Веневитинов и Москва». Зал очень насыщен и экспонатами, и разнообразной информацией. Среди документов - купчая на дом а Кривоколенном переулке, оформленная отцом поэта Владимиром Петровичем: в этом доме Д. Веневитинов родился; «Альманахи для приезжающих в Москву за 1826 год», из которых можно узнать о Мясницкой улице, на которой жили Веневитиновы. Представлены переводы юного Д. Веневитинова с греческого и латыни, первые его стихотворения, письмо поэта о работе журнала «Московский вестник» и т. д.
З. Волконская |
Немало материалов посвящено Обществу любомудрия. И - имена, имена: члены семьи Веневитиновых, домашние учителя, университетские профессора А. Ф. Мерзляков, X. И. Лодер, И. Е. Дядьковский, друзья и соратники поэта М. Погодин, М. Рожалин, С. Шевырев, В. Одоевский, С. Соболевский, И. и П. Киреевские, И. Мальцов, Н. Мельгунов, поэты П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, музыканты Михаил и Матвей Виельгорские, Веретовский, Алябьев - они тоже из московского окружения Д. Веневитинова. И, конечно, - Александр Сергеевич Пушкин, поэт и родственник. И, безусловно, - Зинаида Волконская: посвященные ей стихи, воспоминания М. А. Веневитинова о взаимоотношениях поэта и княгини. Зал завершают документы, связанные с отъездом Д. Веневитинова в Петербург: «Дневник» М. Погодина, рекомендательное письмо В. Пушкина Гнедичу, письмо поэта с дороги. |
Следующий зал - пятый - расскажет о петербургском периоде жизни поэта. Перед посетителем - виды Петербурга, изданные Плюшаром, и письмо Д. Веневитинова, посвященное им. Экспозиция содержит материалы о Коллегии иностранных дел, где служил поэт. Тут же и письма Д. Веневитинова о встречах с В. Одоевским, А. Дельвигом, с родителями А. С. Пушкина, с Львом Пушкиным. Рядом - воспоминания А. Дельвига. Посетителей музея, конечно же, заинтересуют портреты драматургов А. Шаховского, И. Слепнна, выполненные Д. Веневитиновым, а также письмо Ф. Хомякова от 3 декабря 1826 года, в котором говорится о жизни Д. Веневитинова в Петербурге. И, наконец, - печальные документы: сообщение «Московского вестника» о смерти поэта с его стихотворением «Поэт и друг», письмо И. И. Козлова к А. И. Тургеневу об обстоятельствах смерти, последние письма поэта, фотография его могилы.
А в шестом зале музея перед глазами посетителя предстанет диорама «Народный праздник». По замыслу авторов экспозиции этот зал должен рассказать о взаимодействии природы и культуры, прошлого и настоящего в формировании различных аспектов окружающей среды. Тематика для музеев, прямо скажем, необычная, редкая. Но она представляется и интересной, и закономерной, особенно - если учесть, что на новоживотинновской земле - родовые корни первого русского ученого-эколога Н. А. Северцова, а также и то, что эту тему естественно и логично продолжит прилегающий к усадьбе парк.
Последний, седьмой, зал второго этажа пока - условно - назван «Библиотека». Вероятно, здесь расположится экспозиция, посвященная жизни и деятельности Михаила Алексеевича Веневитинова. Внимательный читатель, конечно, обратил внимание на то, что пока я не назвал имени Э. А. Войнич. Разумеется, в музее обязательно будет экспозиция, посвященная пребыванию в имении Веневитиновых молодой Лили Буль - будущей известной писательницы. Возможно, эта экспозиция расположится на первом этаже - на той площади, которую пока арендует для служебных целей сельская администрация. Но, быть может, будет найдено и какое-то иное решение.
Сделано в усадьбе многое. Но работы впереди, как говорится, непочатый край. Вот пруд. Некогда он украшал имение Веневитиновых. Ныне он зарос. Его ложе сохранилось, но плотина прорвана. А самое главное - на его дне, по свидетельству старожилов, немало металлолома военного времени. Возможно, металлолома небезопасного.
А парк? О нем — особый разговор. Вот что рассказывает автор проекта его восстановления кандидат сельскохозяйственных наук А. Н. Киреичев: «К настоящему времени старинных парков, создание которых относится к первой половине XVIII века, сохранилось мало. Так, парк в селе Воронцовка Павловского района создавался в 1740-х годах. К этому же времени относится создание парка в селе Конь-Колодезь Хлевенского района Липецкой области. Парк в селе Семидубравное создавался в 1780-х годах. Парк в Анне — в первой половине XIX века, парк в санатории имени Цюрупы — во второй половине XIX века.
Строительство парка в селе Новоживотинном относится к первой половине XVIII века. Сообразуясь с тем временем, он закладывался как регулярный, с разбивкой всей площади на прямоугольные участки системой аллей, с плодовым садом, прудом, террасами по берегу речной долины. Главенствующее положение занимал усадебный дом с круглым амфитеатром из сирени перед фасадом, газонами и цветниками. Период создания парка - время закрепощения крестьян. Поэтому v помещиков были неограниченные возможности использования труда крепостных на работах по посадке и уходу за деревьями, устройству террас, выкопке котлована под пруд.
Для нашего поколения парк представляет интерес как образец садово-паркового искусства первой половины XVIII века».
Плодовый сад примыкал к усадебному дому с юго-востока, а пруд располагался с юго-запада, запада и севера. Центральная аллея парка шла к берегу Дона. Параллельно ей, с северной стороны здания, проходила вторая аллея. Выше пруда тянулась третья аллея - поперечная.
В верхней части берега речной долины были две террасы. Здесь росли сосна, ясень, липа, клен, ива.
Сегодня о бывшем парке напоминают всего несколько старых деревьев - дуплистых, суховершинных, засохших. На территории буйно разрослась крапива, репейник. Много валежника. Так что работы по восстановлению парка предстоит немало.
Еще не решен вопрос о судьбе бывшей людской (флигеля). Реставрационные работы здесь идут, но пока неясно, что будет в этом здании. Как один из вариантов, рассматривался вопрос о создании в нем не большой гостиницы для туристов. Но только - как вариант.
В заключение назову имена людей, чьими усилиями создается музей-усадьба Д. Веневитинова. Реставрационные работы ведут специалисты, рабочие специализированного реставрационного управления «Воронеж-реставрация» (ныне - ТОО «Реставратор»), которое возглавляет В. Н. Старцев. Бригадой, работающей в Новоживотинном, руководит прораб А. М. Яковлев. Реставрация усадьбы проходит при непосредственном участии Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры Воронежской области (государственный инспектор Т. С. Старцева).
Экспозиция музея-усадьбы создается руками ведущего художника В. Н. Елисеенко, художников В. М. Вислогузова, В. Е. Азовцева, Ю. И. Денисова, С. А. Рубцова, В. Д. Смородина. Камин выполнен Н. Ф. Суворковым и заслуженным художником России 3. В. Суворковой. Скульптуры, установленные в музейных залах, созданы заслуженным художником России, лауреатом Государственной премии Российской Федерации Э. Н. Пак и заслуженным художником России, лауреатом Государственной премии Российской Федерации И. П. Дикуновым. Живописные работы выполнены заслуженным работником культуры России, лауреатом премии имени Сергия Радонежского В. П. Криворучко, заслужённым художником России Ю. Ф. Внодченко, художником Е. С. Жеребцовым. Авторы графических работ - заслуженный художник России В. А. Пресняков, художники В. А. Жигуленков (Москва) и Е. Я. Пошивалов. Работали над диорамой, выполняли художественную лепку В. Ф. Базильский и Б. М. Козлов. Мебель для экспозиции изготовлена Ю. В. Першиным. Большинство названных художников представляют одну из крупнейших в России Воронежскую организацию Союза художников.
Назову и еще одну организацию, без которой воссоздание музея-усадьбы Д. Веневитинова было бы невозможным. Это - комитет по культуре администрации Воронежской области (председатель комитета — Ю. С Соловьев). В наше экономически нестабильное, трудное время комитет находит возможность финансировать работы, проводимые в Новоживотинном, изыскивает немалые средства для того, чтобы эти работы не прекращались.
Ну а саму музей-усадьбу Д. Веневитинова возглавляет - в ранге заведующей филиалом Воронежского Дома-музея И. С. Никитина = Любовь Николаевна Федорова. В прошлом она - педагог, отдавший немало сил воспитанию подрастающего поколения новоживотинновцев. Впрочем, и сегодняшняя ее должность имеет к воспитательной работе самое прямое отношение. Ведь отныне в борьбе с бездуховностью, захлестнувшей общество, далеко не последнюю роль будет играть и Новоживотинное. В этой борьбе село вооружено сильным оружием. Своей неповторимой историей. Прекрасными и трагическими судьбами своих людей. Великими надеждами и высокими порывами человека, который стал гордостью этой земли — Дмитрия Веневитинова.
Не пройди, читатель, мимо этой истории, этих судеб, этих надежд и порывов. И, как писал поэт, —
... пусть пред тобою
Завеса времени падет,
И ясной длинной чередою
Промчится ряд минувших лет!
И, быть может, тогда ты воскликнешь вслед за Дмитрием Веневитиновым:
Прекрасному пределов нет!..
"Новоживотинное"
Е. Новичихин |