Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Пятница, 26.04.2024, 11:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Айдарово

Знания, честь и достоинство
Долгие годы в селе Айдарове школы не было. Ребята ходили учиться в Староживотинновскую начальную школу.
  
В 1927 году началось строительство Айдаровской семи­летки. Вскоре туда пришли работать учитель начальных классов М. Ф. Конькова, учитель математики Е. К. Смир­нова, учителя русского языка и литературы О. К. Головина, И. В. Петренко, учитель немецкого языка А. Ф. Скрипкин и другие. Директором был назначен Яков Иванович Котов.
 
Бывшая ученица, а впоследствии учитель Анна Михай­ловна Попова вспоминает: «Я пришла в первый класс в 1931 году. Моей первой учительницей была М. Ф. Конькова приветливая и очень заботливая женщина. Встречая нас, она отогревала своим дыханием наши замерзшие руки, после уроков одевала каждого из нас. Она научила нас писать и читать и первая привила мне любовь к школе.
 
Много незабываемого осталось от тех лет обучения. Помню, что все вечера, посвященные революционным празд­никам, открывались пением «Интернационала». Запевать начинал сам директор Яков Иванович. Зал вставал. Пели все: младшие школьники, старшеклассники, а также при­сутствующие гости. Затем читали доклад и выступали участники художественной самодеятельности. Это было настоя­щее торжество.
 
Незабываемое впечатление оставил День рождения пио­нерской организации - 19 мая. Все кругом цвело. Днем проводили спортивные соревнования, а вечером учащиеся от­правлялись в Староживотинное на зеленую лужайку за шко­лой, где проводили пионерский костер. Право зажечь его предоставлялось пяти лучшим ученикам. Пламя вспыхива­ло сразу с пяти концов звезды, и далеко разносился пионер­ский гимн «Взвейтесь кострами, синие ночи». Новичков при­нимали в пионеры, пели, танцевали и довольные возвраща­лись домой.
 
Алексей Федорович Скрипкин создал в школе струнный оркестр (гитара, мандолина, балалайка), в котором зани­мались мальчики-старшеклассники. Иногда во время боль­шой перемены под музыку этого оркестра организовывали массовые танцы, и тогда никто не толкался и не шалил. Танцевали «Польку», «Краковяк», «Падеспань». Для девочек 5-7 классов был организован физкультурный кружок, членом которого была и я. Мы разучивали не только гимнастические упражнения, но и построение пирамид.
 
У нас существовал и драматический кружок. В клубе селекстанции была показана поэма «Цыгане» А. С. Пушкина. Роль Земфиры исполняла моя одноклассница Шура Попова. До сих пор перед глазами стоят яркие сцены из этого спек­такля, хотя с тех пор прошло немало лет».
 
В 1941 году занятия в школе прекратились. В районе села были брошены семь зажигательных бомб. К счастью, ни одна из них не попала в здание школы. Однако стек­ла и рамы оказались выбитыми. Часть половых досок была выломана во время эвакуации. Здание требовало капитального ремонта. И хотя занятия со временем возобнови­лись, их приходилось проводить по крестьянским хатам.
 
Директором школы была назначена 19-летняя Александ­ра Михайловна Федотова (Горлищева), которая на этом посту проработала двадцать три года. В школу пришли ра­ботать бывшие ученики - А. Е. Попова, А. М. Попова, М. В. Милованова, М. Ф. Соловьева, А. К. Горлищева.
 
Летом 1943 года началось ее восстановление силами учащихся и учителей. Доски для ремонта пола возили на волах из староживотиниовской церкви. Учителя вместе с 12-13-летними подростками ходили в лес, где рубили и пи­лили сухие деревья, пни и доставляли их в школу. Однако тепла не хватало, и дети на занятиях сидели в теплой одеж­де и шапках. Не было тетрадей, учебников, наглядных по­собий. Ученики находили старые книги и писали между строк чернилами, изготовленными своеобразно: опускали ржавый гвоздь в «дубовое яблочко». «И только теперь осо­знаешь, - продолжает А. М. Попова, - какую громадную ответственность брали мы на себя не только за свою жизнь, но и за жизнь детей. И становится страшно. Но это теперь. Тогда мы были молоды и рассуждали так: «Иначе жить нельзя».
 
В послевоенные 50-е годы Айдаровская школа представ­ляла собой старое, ветхое помещение. Оно вмещало до четырехсот учащихся. Занятия проводились в две смены. В небольших школьных классах учились по 20-30 человек. Были и параллельные классы. В 5-7-х занимались учащиеся из Староживотинного, Красного, а дети из Айдарова и селекстанции учились, начиная с первого класса.
 
Учитель-ветеран Мария Тимофеевна Назарьева вспоми­нала: «В большом коридоре стояли два шкафа, в которых помещалась вся школьная библиотека. Бедновато, конечно, но у ребят была огромная тяга к чтению. Они вели днев­ники, в которых записывали прочитанную книгу, автора и дату».
 
Осенью учащиеся 5-8-х классов работали на полях сов­хоза «Айдаровский»: убирали кукурузу, свеклу, картофель. Тогда занятия на 3-4 надели прекращались, но потом при­ходилось наверстывать упущенное. Несмотря на это знания у ребят были неплохие, и школа по успеваемости была од­ной из лучших.
 
В 1965 году под руководством молодого, энергичного ди­ректора Юрия Ивановича Белова началось строительство нового здания. Большую инициативу проявляла также парторг А. Е. Горлищева. Снова работали все вместе: учи­теля, ученики, родители. Это были уроки настоящего трудо­вого воспитания. Ученики подносили и подавали кирпич, сгружали доски, учителя и родители во главе с директором клали фундамент. Надо заметить, что благодаря его упор­ному труду, настойчивости, терпению, находчивости и требо­вательности в 1967 году новая школа распахнула свои двери. В то же время открылась школа и в поселке ВНИИСС, по­этому учащихся в Айдаровской школе стало меньше. Обуче­ние проходило по кабинетной системе, и ребята помогали учителям в их оформлении: развешивали и раскладывали материалы, наклеивали иллюстрации, чертили карты, схемы.
 
Наибольшая возможность развития творчества учителей появилась в эти и последующие годы. Школа получила много методической литературы, рекомендаций Министерства просвещения, а также в помощь учителям были опубликованы брошюры с раздаточным материалом для самостоятельных и контрольных работ по всем предметам. Однажды Мария Васильевна Милованова - учитель начальных классов удивила методиста Института усовершенствования учителей грамотностью учащихся при написании диктанта: ни один из них не сделал пи одной ошибки!
 
Повышению качества работы учителя способствовало проведение на базе школы семинаров, открытых уроков, их взаимопосещение, тщательная подготовка к переводным и выпускным экзаменам.
 
Особое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Эта деятельность носила разные формы: пионерские сборы и вечера, конкурсы, доклады, политинформации. Приглашали участников войны, почетных жителей села. Они рассказывали о героических сражениях под Москвой, на Курской дуге, призывали ребят хорошо учиться и любить Отчизну. Ребята и сами ходили к фронтовикам, подробно расспрашивали их о тех героических годах, а потом состав­ляли рассказы, писали сочинения, некоторые из них были напечатаны в районной газете.
 
Трудовое воспитание проводилось на уроках обществен­но-полезного труда, когда учащиеся собирали металлолом, макулатуру, действуя в духе соревнования между классами. Собранные в лесу желуди сдавали в местное лесничество, за что получали саженцы различных растений и озеленяли улицы. В ходе выполнения таких заданий слагали и пели ча­стушки:
 
Чтоб весною белым цветом
Наши улицы цвели,
Мы вишневую аллею
К сельсовету провели.
 
Физическое воспитание предусматривало участие в со­ревнованиях по различным видам спорта, спартакиадах, где ребята занимали призовые места.
 
В школе велась творческая работа: проводили викторины, конкурсы, олимпиады по предметам. Любили ребята бывать на экскурсиях: на Рамонском сахарном заводе, молоко - и хлебозаводах. Побывали в районном краеведческом музее, Графском заповеднике. Сами учителя вели немалую общест­венную работу, особенно во время подготовки к выборам: читали лекции в клубе, на фермах, вели агитационную ра­боту. Их самих избирали депутатами в местные органы власти.
 
 
Учащиеся Айдаровской школы с директором Н. Н. Васильченко и учителем Е. С. Бухоновой. !977 г.
 
В 1973 году директором школы был назначен Николай Николаевич Васильченко, до этого работавший завучем. Его директорский стаж насчитывает двадцать два года. Это был скромный, талантливый человек, учитель от Бога. После­дующие директоры - Владимир Петрович Мельников, Александр Евгеньевич Метелкин, Галина Николаевна Зубова.
 
Айдаровская школа по праву гордится своими ветерана­ми. Это заслуженный учитель РФ А. Е. Попова, А. М. Попо­ва, А. К. Горлищева, Е. С. Бухонова, Е. А. Слепокурова, А. А. Слепокурова, М. Ф. Назарьева, Л. Н. Бобрешова, М. В. Милованова, М. В. Алехина, Г. В. Кулешова, В. А. Шульгина, Е. И. Парфенова, М. С. Калинина, Е. А. Мазепина, А. А. Солнцева, В. И. Долгих, О. Е. Демидова, М. П. и А. П. Шиловы, Н. В. Королева, А. А. Пересыпкина и другие.
 
Многие бывшие учащиеся посвятили свою жизнь педаго­гической  деятельности.  Это отличники  народного образова­ния А. М. Козлова, Г. В. Кулешова, Н. И. Мельникова, С. М. Виноградова,  С.  С.   Котлярова,  доцент  Воронежского  педуниверситета Л. Я. Зайцева и другие. Айдаровскую сельскую администрацию возглавляет выпускница школы Т. Н. Бойко. В  Краснодаре    живет выпускник  В.  Н. Попов.  Он ученый. А. В. Попов дослужился до звания генерала. В этой школе учились Нина Мазлумова - дочь выдающегося рамонского селекционера,  кандидат технических  наук  Э. Е. Гачинский из Москвы. Некоторые учащиеся работают во ВНИИСС и во ВНИИЗР. Среди выпускников есть врачи, программисты, тру­женики  сельского  хозяйства.   «Неважно,  где они живут, - говорит А. М. Попова, - важно то, что большинство из них стали  настоящими людьми».  И  в этом  немалая заслуга их учителей.
Л. Образцова
«Дорогами краеведения»
Категория: Айдарово | Добавил: istram (11.06.2009)
Просмотров: 1265 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 1
1 Бобрешов М Ю  
хорошо сделано! хотелось бы побольше воспоминаний всех старожилов и различных баек и легенд

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024