![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/28228942.jpg) Чертовицкая школа. Открыта в 1901 году.
| Первое учебное заведение в Чертовицком
было открыто Елизаветой Васильевной Тулиновой, в замужестве графиней Толстой
(1826-1870). Она в 1864 году в своём усадебном доме учредила начальное училище
для крестьянских детей, а позже построила для него здание близ церкви. Начало XX века ознаменовалось реформированием
образования в России, и в 1901 году губернское земство открыло
новую деревянную школу в центре села. В то время в Чертовицком насчитывалось
1400 жителей. В 1904 году в село из Медовки вместе с женой Еленой
Карповной переехал учитель Капитон Алексеевич Жучков. |
Немного позднее он стал
заведующим школой. Капитон Алексеевич был инициатором летних
подготовительных школ в Воронежской губернии. Министерство просвещения с
небольшими изменениями утвердило его программу работы подготовительных школ.
Эти учебные заведения были похожи на современный детский сад. В 1905 году из
1712 жителей школьников было 79, из них 59 мальчиков и 12 девочек. В школе
первой ступени обучали грамоте, письму, Закону Божьему. В 1912-1914 годах, в
годы столыпинских реформ, на южной окраине села земством была построена новая школа
из красного кирпича, существующая и сегодня. В ней учились также
дети из соседних деревень Стублище и Рядное. В 1914 году была открыта
в полутора верстах от Рядного сельскохозяйственная школа для малолетних преступников. | ![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/82172358.jpg) Жучков К. А. 30-е годы
|
Попечителем Чертовицкой школы был принц
Пётр Ольденбургский. После одного из его приездов школа получила
субсидию на приобретение микроскопа и других нужных принадлежностей. Вот как
описана организация учебных занятий в Чертовицкой школе в «Известиях по народному образованию
Воронежской губернии» (№9-10) от 1915 года:
«...В
хорошую погоду в классе занимались только один час, от 8 до 9 пока собирались запоздавшие дети. В это время дети писали в
тетради или рисовали. С 9 часов шли в парк графа Д. И. Толстого и при входе в него делали один урок арифметики или беседы, причём
руководитель и дети размещались прямо на траве. По окончанию урока шли в глубину парка, собирали грибы, ягоды, орехи, цветы, насекомых, а также разные объекты для предметных бесед; однажды поймали живых сов и ежа. Рассыпавшиеся по парку дети собирались по свистку к заранее определённому месту. Здесь начинался новый урок - чтение сказок и
заучивание стихов. Через час отправлялись
дальше, в глубину парка, где на берегу пруда располагались на урок предметной беседы. Затем шли в школу на обед. После обеда шли в палисадник или на выгон, где располагались в тени и заучивали
молитвы. В дурную погоду занятия велись в школе и сосредотачивались на письме, рисовании, вырезывании, а также на изучении звуков и букв. В первой половине летних занятий преобладали беседы с учениками, чтение и сказки. Во вторую половину лета дети преимущественно
лепили, рисовали, вырезывали, клеили и т.п.»
![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/52020477.jpg) Кретова Ольга Капитоновна 60-70-е годы
| В 1917 году в Чертовицком жили
присланные из города Лидия Прищепчик (сестра Зинаиды Прищепчик, активного
работника губернского комитета большевиков) и Юлия Филиппова, бывшая учительница,
которые под видом переписи проводили агитацию в партию большевиков. 20-е годы были тяжёлыми для
учительства. Заработная плата в связи с падением денежного курса обесценилась.
Учителям выдавали
иногда для прокорма просо или жмых. Почти все учителя занялись сельским хозяйством. Из-за засухи в селе
начался голод. Хлеб пекли с просом, с желудями, лебедой. Ольга Капитоновна
Кретова. учительствовавшая в то
время, вспоминала позднее:
«...В школе
я работала с энтузиазмом, с готовностью принимая
новомодные педагогические методы и системы, например, так называемую комплексную систему. Учебников однотипных в ту пору не было, присылали по нескольку штук разных букварей, разных книг для чтения. Грамматика вообще отсутствовала. Задачи по комплексной системе рекомендовалось составлять самим применительно к темам «Наше село», «Наш край» и т.д. Я сочиняла тексты для письменных
работ, составляла задачи...» |
В 1920 году детская
сельскохозяйственная школа разместилась на территории усадьбы
Михневых-Кожуховых. Ученики занимались в школе, работали в мастерских, под которые
были переоборудованы конюшни. Педагоги и воспитатели были набраны из местных
жителей. Среди них можно отметить Семёна Максимовича Тарарыкова, Андрея
Михайловича Струкова и инструктора Митрофана Ивановича Тарарыкова.
В 1920 году в селе была создана
комсомольская ячейка. Её ядро составили деревенские парни Ефим Болдырев и Иван
Чусов, а также Николай Жучков. Комсомольцы помогали в ликвидации
неграмотности взрослого населения, распространяли газеты и журналы, выпускали стенгазету
«Голос молодёжи», устраивали художественные вечера, даже вели борьбу с оврагами.
«...Село
Чертовицкое, - вспоминала позднее Ольга Кретова, - стоящее
на высоком правом берегу реки Воронеж;, прорезано глубокими оврагами. Один, самый активный, грозил разрушить дорогу и отрезать
половину села от школы, сельсовета, вообще от «центра». Сколько мы вбили
вокруг него ивовых кольев, наплели плетней! Ивы
приживались, но каждую весну сползали вниз и росли уже на дне
оврага...»
До сих пор живы и радуют глаз деревья,
посаженные молодёжью
села в двадцатых годах...
Первым пионерским вожатым в
Чертовицком был Владимир Иванович Чусов. В 1925 году воспитанники колонии
выехали в лагерь на летний сезон. Лагерь располагался возле Новоживотинновского
моста. В это время помещение колонии заняла школа № 5 из города Воронежа.
Заведующим семилетней школы был Илья Игнатович Карпик, начальную школу
возглавлял Александр Александрович Блоха.
В 1927 году на собранные пионерами
Воронежской губернии средства был открыт детский дом, просуществовавший до
1941 года. Сейчас на этом месте располагается аэропорт. В 1936 году в бывшем имении
Михневых одно лето работал пионерский лагерь обкома комсомола. Им заведовали Красноухин,
Воропаев, В. В. Свиридов, З. Н. Юрьева,
Черкасов. В 1939 году вместо лагерей открывается детский оздоровительный санаторий. Заместителем
главного врача в то время работал Павел Фёдорович Лапшинов.
В 1942-1943 годах в семилетней школе
размещались воины, а начальная школа была разобрана. Возобновила свою работу школа
в конце 1943 года.
«...Это
было трудное время, - вспоминала учительница Наталья
Александровна Бухонова. - Школа
выглядела очень плохо. Полы были из некачественных досок и брусьев, а кое-где
вместо полов лежали отёсанные брёвна. В окнах не везде были
стёкла, больше - фанера. Парт тоже было
мало. Сидели по три ученика за одной партой, а некоторые на скамейках. Зимой
было холодно до того, что чернила
замерзали. Писали на газетах, тетрадей не было. В каждом классе стояла печка, но дров не хватало.
Поэтому зимой часто ходили за
хворостом. Воду носили с реки. На детей без слёз невозможно было смотреть - бледные, тихие, с голодными глазами. Однако, как ни трудно было, а учились ребятишки хорошо. Хотя книг у многих не было. Обычно одна книга приходилась на пять-семь учащихся.
Учительский коллектив был дружным. Молодые учителя старательно и уважительно перенимали опыт старших. Задача у всех была
одна - работать без второгодников, воспитывать в детях трудолюбие, уважение к
старшим и, главное, любовь к Родине...»
В 1957 году в школе зажёгся
электрический свет. Для этого смонтировали движок.
За всю школьную историю много у неё
было директоров. В первые послевоенные годы директорами работали Василий
Георгиевич Семёнов и Михаил Иванович Пронин. С 1956 по 1961 год директорствовал
Василий Архипович Фёдоров. Затем до 1978 года руководил школой Фёдор
Васильевич Карасёв. Его сменили Вера Андреевна Плотникова, Александр Петрович
Старцев, Нина Михайловна Самоничева, Пётр Андреевич Крошка, Андрей Германович
Андреев. С 1988 и по настоящее время школой руководит Валентина Ивановна Воронцова.
В 1998 и 1999 годах Чертовицкая школа
дважды становилась лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года» и третьим
призёром областного конкурса «Школа года-98». Педагогический коллектив
работает над проблемой «Адаптивная система, как средство повышения
эффективности учебного процесса». Главные направления его работы - эколого-краеведческие.
Нельзя не назвать имена тех, кто
вырастил несколько поколений учеников. Это - Зинаида Егоровна Маликова,
Мария Антоновна Сизова, Наталья Петровна Яковлева, Константин Никанорович
Яковлев, Зоя Васильевна Пастернак. | ![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/52816196.jpg) Чертовицкая МОУ ООШ
| Их, к сожалению, уже нет с нами. На заслуженном
отдыхе ветераны учительского труда Александра Степановна Блок,
Фёдор Васильевич Карасёв, Наталья Александровна Бухонова...
МОУ Чертовицкая ООШ подключена к сети
Интернет.
«Чертовицкое»
Л. Коннова
Т. Коннова |