Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Пятница, 19.04.2024, 18:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Пекшево, Глушицы, Пчельники

Васильевская церковь в с. Пчельники
Васильев день - престол с. Пчельники, ибо ранее в селе был храм, престол которого освящен был во имя «вселенского учителя» Василия Великого. Если мы углубимся в чтение книги «Четьи -Минеи» св. Дм. Ростовского или в «Жития святых» архиепископа Филарета Черниговского, то можем почерпнуть сведения по крайней мере о 21 святом по име­ни Василий (дат же еще больше) Храм в Пчельниках не сохранил­ся, но народная память помнит о престольном празднике, который можно теперь документально подтвердить сведениями из архи­вов. Деревянная церковь в с. Пчельники была построена в 1881 г. усилиями простых прихожан. Крыта церковь была железом (что было недешево по тем вре­менам), штат при церкви был не меньше, чем в Рамони или в Березове: священник, диакон, пса­ломщик. Церкви принадлежала «среднеплодная» пахотная земля - 33 десятины. Для священника имелся дом, построенный при­чтом. Из документов за 1911 г. известно, что священника в то время звали Устиновский Тихон Иосифович, псаломщика - Карп Шалысев, а старостой при церк­ви был некий Григорий Родинов. В селе была земская школа, учрежденная «в 1902 г. ноября 3 дня Ее Высочеством Великой княги­ней О. А. Ольденбургской». Село тогда было достаточно населено: 255 дворов, мужчин - 936, женщин , - 914. При церкви имелась библиотека из 25 томов, кроме того «книги до церковного круга под­лежащие есть все» и «церковь ут­варью достаточна». Доход от по­жертвований составлял 310 руб. в год (ГАВО, ф. 84, оп. 1).

В Васильев день, особенно в местности, где этот праздник был престольным, крестьянские дети и молодежь ходили по до­мам, запевая особую «засевальную песню» (овсень, таусенъ, усень). В каждом доме хозяевам желали добра, хорошего урожая, посыпая порог дома овсом, за что получали чаще всего кусок сала или окорок, потому как св. Василий считался покровителем «свинок да боровков». «Свини­ну да боровка дай, хозяин, до Васильева вечерка», «Кишку да ножку, выдай в лукошко», - при­говаривали дети. С Васильевым днем связана примета: «Василь­ева ночь звездиста - лето ягодисто» и др. Как видим, обряд коля­дования отличается от обряда Васильева вечера.


Черту святкам подводит двунадесятый праздник Богоявления (Крещения) Господня. О событии этом хорошо повествует Еванге­лие от Матфея (3, 13-17): «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя... Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь ибо так над­лежит нам исполнить всякую правду... И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, от­верзлись Ему небеса и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил как голубь... И се, глас с не­бес глаголющий: Сей есть сын Мой возлюбленный, в котором мое благоявление. Таким обра­зом, свершилось Благоявление, потому как Бог есть Троица? Явлен был отец гласом с неба, крещаемый Сын. Иисус Христос и Святой Дух «в виде голубине», как поется в тропаре праздника. Народное название праздника - Водокрещи, но в нашей местно­сти он чаще называется Крещени­ем. Как и Рождеству, Крещению предшествует навечерие или кре­щенский сочельник, день постный. Благочестивые христиане не вкушают пищу до появления пер­вых звезд, а трапезу навечерия называют. «голодной кутьей». Обязательным является в этот день принесение из храма освя­щенной воды, называемой агиасмой. Восточной церковью вода освящается дважды 5/18.01. и б/19.01. Когда-то эту традицию от­менил патриарх Никон, но Собором 1666-1667 гг. она была вос­становлена. Взяв воду в храме, народ окропляет ею свои жили­ща, домашних животных, сарай­чики. Батюшка в церкви всегда расскажет, какой водой, в какой день и что нужно окропить. От нечисти на дверях многие ставят мелом или углем кресты. Священ­ным считается в этот день, по сви­детельству некоторых наших ба­бушек, даже снег. Когда-то его топили и им поили скотину. «Начало мира - вода, и начало Еван­гелия - Иордан», - пишет св. Ки­рилл Иерусалимский (+386). Вода освящается в этот день не только в церкви, но и на реке, озере, где делается прорубь возможно в форме креста. Идет крестный ход и служится молебен. Сейчас мы можем наблюдать по телевидению, что у этого молебна в раз­ных местностях есть некоторые особенности. Например, (у нас этого нет) в Москве или на Даль­нем Востоке выпускают белого голубя символизирующего снисхождение Святого Духа на Хрис­та. В нашей местности считается, что освящение воды должно про­ходить ночью, что вводит в недо­умение, ибо не положено на Крещение проводить службы ночью.


Возможно корни этой тради­ции заложены во времена другой идеологической системы.


В 80-е годы, я, будучи малень­кой девочкой, ежегодно в ночь с 18 на 19 января наблюдала массовый исход «строителей комму­низма» к ключу в с. Староживотинное, недалеко от Предтеченскои церкви. Советские граждане набирали воду, купались, весели­лись. Я сначала связывала это с непонятной мне народной тради­цией. Но из обрывков фраз, про­износимых старыми людьми: «Вот раньше эту воду завсегда батюшка освящал», - я понимала, что смысл прихода к источнику и купаний гораздо глубже. Тради­ция эта жива по сей день. Населе­ние нашего района у разных ис­точников стремится смыть с себя в этот вечер грехи, в том числе грехи колядок, ряжений и гада­ний.


ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ В
С. ПЕКШЕВЕ

В 1995 г. эта церковь Указом Президента РФ № 176 от 20.02.95 г., а также статьей 295 и 298 Граж­данского кодекса РФ и постанов­лением «О порядке управления зданиями - памятниками истории и архитектуры Воронежской об­ласти» (от 14.08.1995 г.) признана памятником архитектуры. Од­нако, Россия является такой стра­ной, где подобные документы мало что означают. Пустеют села, умирают и уезжают корен­ные жители. И если раньше хра­мы закрывались по идеологичес­ким соображениям, то теперь их кое-где просто не для кого откры­вать.




С. Пекшево. Богоявленская церковь. 1826 год.

Такова судьба и церкви Бого­явления в с. Пекшеве. Ее постро­ила в 1826 г. купчиха Александ­ра Нечаева. В «Клировых ведо­мостях» читаем: «Каменная с та­кового же колокольнею и огра­дой». Даже сейчас по сохранив­шимся руинам храма мы можем судить о том, сколь прекрасен был храм в архитектурном реше­нии. Совершенно необычно выг­лядит куб над средней частью храма с аркообразными огром­ными оконными проемами. (В этой части храма обычно быва­ет цилиндр с куполом). Любуясь церковью, задаём вопрос: «Поче­му церковь, судя по «ведомос­тям», была приписной и не име­ла собственного священника?» Дело в том, что в селе не было построено дома для священника, не было в селе также и школы. А вот в одной версте от Пекшева - в Глушицах - для священника был выстроен дом и находилась церковная школа, в которой обу­чались 33 мальчика и 8 девочек. В это число входили 12 пекшевских мальчишек и 2 девчонки, приходившие из своего села учиться в Глушицы (данные за 1911 г.). Поэтому священник Иоанн Николаевич Пересветов выбрал местом своих постоян­ных служб деревянную церквуш­ку, освященную во имя Иоанна Богослова и построенную в 1760 г. усилиями причта. С ним вмес­те служил псаломщик Михаил Дмитриевич Данилов. Отец Иоанн преподает в церковной школе Закон Божий, т.е. «законоучительствует». Библиотека Богословской церкви - 78 томов, а Богоявленской - 47. Метрики Богословской церкви хранятся с 1780 г., а Богоявленской - лишь с 1836 г. Возможно, что-то про­изошло в Богоявленской церкви, что сохранены лишь метрики после ее строительства. Рискну предположить, что это был по­жар, ибо деревянные церкви го­рели довольно часто. Анализи­руя архивы, я часто вижу, что метрики хранятся с 1780 г. (Никольская в Рамони, Архангельс­кая в Новоживотинном, Архан­гельская в Сенном и др.). В 1908 г. обе церкви посещает Преосвященный. Земли у церкви в Глушицах больше, чем у церкви в Пекшеве: соответственно 40 де­сятин и 3,5 дес. у храма и 33 де­сятины Земля «неплодна» и об­рабатывается причтом, который получает в церкви жалованье в 35 руб. в год (процент с «вечно­го вклада» в 900 руб.). Священ­ник и псаломщик имеют доход в 400 руб. в год. Ранее в церквях было понятие «кружка», т.е. это те деньги, которые мы сейчас называем «пожертвованием на храм». В Пекшеве, судя по «Ведомостям», кружка составляла 100 руб. в год, а в Глушицах – 300 рублей. Вновь дерзну предположить, что богослужения в Бого­словской церкви совершались, по крайней мере, в 3 раза чаще, чем в приписной Богоявленской. Доходы с «кружки» шли на теку­щий ремонт храма, покупку бо­гослужебных книг и утвари 200 руб. в год, но с других доходов, шло на содержание школы. Есть данные, .что в 1911 г. в Пекшеве проживало около 700 человек в 103 дворах (ГАВО, ф. 84, оп.1).
Наталья ПУЗИКОВА.
«Голос Рамони» 16 января 2004 года
Категория: Пекшево, Глушицы, Пчельники | Добавил: istram (16.04.2010)
Просмотров: 3084 | Рейтинг: 4.8/17
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024