Васильев день - престол с. Пчельники, ибо ранее в селе был храм, престол которого освящен был во имя «вселенского учителя» Василия
Великого. Если мы углубимся в чтение книги «Четьи -Минеи» св. Дм. Ростовского
или в «Жития святых» архиепископа Филарета Черниговского, то можем почерпнуть
сведения по крайней мере о 21 святом по имени Василий (дат же еще больше) Храм
в Пчельниках не сохранился, но народная память помнит о престольном празднике,
который можно теперь документально подтвердить сведениями из архивов.
Деревянная церковь в с. Пчельники была
построена в 1881 г. усилиями простых прихожан. Крыта церковь была
железом (что было недешево по тем временам), штат при церкви был не меньше,
чем в Рамони или в Березове: священник, диакон, псаломщик. Церкви принадлежала
«среднеплодная» пахотная земля - 33 десятины. Для священника имелся дом,
построенный причтом. Из документов за 1911 г. известно, что священника в то время
звали Устиновский Тихон Иосифович, псаломщика - Карп Шалысев, а старостой при
церкви был некий Григорий Родинов. В селе была земская школа, учрежденная «в 1902 г. ноября 3 дня Ее
Высочеством Великой княгиней О. А. Ольденбургской». Село тогда было достаточно
населено: 255 дворов, мужчин - 936, женщин , - 914. При церкви имелась
библиотека из 25 томов, кроме того «книги до церковного круга подлежащие есть
все» и «церковь утварью достаточна». Доход от пожертвований составлял 310
руб. в год (ГАВО, ф. 84, оп. 1).
В Васильев день, особенно в
местности, где этот праздник был престольным, крестьянские дети и молодежь
ходили по домам, запевая особую «засевальную песню» (овсень, таусенъ, усень).
В каждом доме хозяевам желали добра, хорошего урожая, посыпая порог дома овсом,
за что получали чаще всего кусок сала или окорок, потому как св. Василий
считался покровителем «свинок да боровков». «Свинину да боровка дай, хозяин,
до Васильева вечерка», «Кишку да ножку, выдай в лукошко», - приговаривали
дети. С Васильевым днем связана примета: «Васильева ночь звездиста - лето
ягодисто» и др. Как видим, обряд колядования отличается от обряда Васильева
вечера.
Черту святкам подводит двунадесятый праздник Богоявления
(Крещения) Господня. О событии этом хорошо повествует Евангелие от Матфея (3,
13-17): «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от
него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя... Но
Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь ибо так надлежит нам исполнить всякую
правду... И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему
небеса и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил как голубь... И се, глас с небес
глаголющий: Сей есть сын Мой возлюбленный, в котором мое благоявление. Таким
образом, свершилось Благоявление, потому как Бог есть Троица? Явлен был отец
гласом с неба, крещаемый Сын. Иисус Христос и Святой Дух «в виде голубине», как
поется в тропаре праздника. Народное название праздника - Водокрещи, но в нашей
местности он чаще называется Крещением. Как и Рождеству, Крещению
предшествует навечерие или крещенский сочельник, день постный. Благочестивые
христиане не вкушают пищу до появления первых звезд, а трапезу навечерия называют.
«голодной кутьей». Обязательным является в этот день принесение из храма освященной
воды, называемой агиасмой. Восточной церковью вода освящается дважды 5/18.01. и
б/19.01. Когда-то эту традицию отменил патриарх Никон, но Собором 1666-1667
гг. она была восстановлена. Взяв воду в храме, народ окропляет ею свои жилища,
домашних животных, сарайчики. Батюшка в церкви всегда расскажет, какой водой,
в какой день и что нужно окропить. От нечисти на дверях многие ставят мелом или
углем кресты. Священным считается в этот день, по свидетельству некоторых
наших бабушек, даже снег. Когда-то его топили и им поили скотину. «Начало мира
- вода, и начало Евангелия - Иордан», - пишет св. Кирилл Иерусалимский
(+386). Вода освящается в этот день не только в церкви, но и на реке, озере,
где делается прорубь возможно в форме креста. Идет крестный ход и служится
молебен. Сейчас мы можем наблюдать по телевидению, что у этого молебна в разных
местностях есть некоторые особенности. Например, (у нас этого нет) в Москве или
на Дальнем Востоке выпускают белого голубя символизирующего снисхождение
Святого Духа на Христа. В нашей местности считается, что освящение воды должно
проходить ночью, что вводит в недоумение, ибо не положено на Крещение
проводить службы ночью.
Возможно корни этой традиции
заложены во времена другой идеологической системы.
В 80-е годы, я, будучи маленькой
девочкой, ежегодно в ночь с 18 на 19 января наблюдала массовый исход
«строителей коммунизма» к ключу в с. Староживотинное, недалеко от
Предтеченскои церкви. Советские граждане набирали воду, купались, веселились.
Я сначала связывала это с непонятной мне народной традицией. Но из обрывков
фраз, произносимых старыми людьми: «Вот раньше эту воду завсегда батюшка
освящал», - я понимала, что смысл прихода к источнику и купаний гораздо глубже.
Традиция эта жива по сей день. Население нашего района у разных источников
стремится смыть с себя в этот вечер грехи, в том числе грехи колядок, ряжений и
гаданий.
ЦЕРКОВЬ
БОГОЯВЛЕНИЯ В С. ПЕКШЕВЕ
В 1995 г. эта церковь Указом
Президента РФ № 176 от 20.02.95 г., а также
статьей 295 и 298 Гражданского кодекса РФ и постановлением «О порядке
управления зданиями - памятниками истории и архитектуры Воронежской области»
(от 14.08.1995 г.) признана памятником архитектуры. Однако, Россия является
такой страной, где подобные документы мало что означают. Пустеют села, умирают
и уезжают коренные жители. И если раньше храмы закрывались по идеологическим
соображениям, то теперь их кое-где просто не для кого открывать.
С. Пекшево. Богоявленская церковь. 1826 год.
Такова судьба и церкви Богоявления
в с. Пекшеве. Ее построила в 1826
г. купчиха Александра Нечаева. В «Клировых ведомостях»
читаем: «Каменная с такового же колокольнею и оградой». Даже сейчас по
сохранившимся руинам храма мы можем судить о том, сколь прекрасен был храм в
архитектурном решении. Совершенно необычно выглядит куб над средней частью
храма с аркообразными огромными оконными проемами. (В этой части храма обычно
бывает цилиндр с куполом). Любуясь церковью, задаём вопрос: «Почему церковь,
судя по «ведомостям», была приписной и не имела собственного священника?»
Дело в том, что в селе не было построено дома для священника, не было в селе
также и школы. А вот в одной версте от Пекшева - в Глушицах - для священника
был выстроен дом и находилась церковная школа, в которой обучались 33 мальчика
и 8 девочек. В это число входили 12 пекшевских мальчишек и 2 девчонки,
приходившие из своего села учиться в Глушицы (данные за 1911 г.). Поэтому священник
Иоанн Николаевич Пересветов выбрал местом своих постоянных служб деревянную
церквушку, освященную во имя Иоанна Богослова и построенную в 1760 г. усилиями причта. С
ним вместе служил псаломщик Михаил Дмитриевич Данилов. Отец Иоанн преподает в
церковной школе Закон Божий, т.е. «законоучительствует». Библиотека
Богословской церкви - 78 томов, а Богоявленской - 47. Метрики Богословской
церкви хранятся с 1780 г.,
а Богоявленской - лишь с 1836
г. Возможно, что-то произошло в Богоявленской церкви,
что сохранены лишь метрики после ее строительства. Рискну предположить, что это
был пожар, ибо деревянные церкви горели довольно часто. Анализируя архивы, я
часто вижу, что метрики хранятся с 1780 г. (Никольская в Рамони, Архангельская в
Новоживотинном, Архангельская в Сенном и др.). В 1908 г. обе церкви посещает Преосвященный.
Земли у церкви в Глушицах больше, чем у церкви в Пекшеве: соответственно 40 десятин
и 3,5 дес. у храма и 33 десятины Земля «неплодна» и обрабатывается причтом, который
получает в церкви жалованье в 35 руб. в год (процент с «вечного вклада» в 900
руб.). Священник и псаломщик имеют доход в 400 руб. в год. Ранее в церквях
было понятие «кружка», т.е. это те деньги, которые мы сейчас называем
«пожертвованием на храм». В Пекшеве, судя по «Ведомостям», кружка составляла
100 руб. в год, а в Глушицах – 300 рублей. Вновь дерзну предположить, что богослужения
в Богословской церкви совершались, по крайней мере, в 3 раза чаще, чем в
приписной Богоявленской. Доходы с «кружки» шли на текущий ремонт храма,
покупку богослужебных книг и утвари 200 руб. в год, но с других доходов, шло
на содержание школы. Есть данные, .что в 1911 г. в Пекшеве проживало около 700 человек в
103 дворах (ГАВО, ф. 84, оп.1).
Наталья ПУЗИКОВА. «Голос Рамони» 16 января 2004 года