Форма входа

Категории раздела

События и люди [67]
Военный Воронеж [16]
Офицерский батальон [4]
Е. Мухин о судьбе Долгих В. И.

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Пятница, 26.04.2024, 05:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Испытания войной » Военный Воронеж

У линии фронта

С первых дней войны в стране был создан Совет по эвакуации, председателем которого с 3 июля 1941 г. стал Н. М. Шверник, группу инспекторов по контролю за перебазированием предприятий возглавил его заместитель А. Н. Косыгин. В ходе эвакуации в первую очередь вывозились в тыл авиационные, тракторные, дизель­ные, механические заводы, а также прокатные станы, металлургическое и другое оборудование.

Наряду с перебазированием промышленности шла эвакуация имущества кол­хозов и совхозов, МТС, в тыл отправлялся крупный рогатый скот, лошади, сви­ньи, овцы, птица. Кроме эвакуации на восток техники, оборудования, людей вы­возились в глубь страны культурные ценности, выезжали институты, учебные за­ведения (145 вузов), музеи, ценное имущество Оружейной палаты из Москвы, экс­понаты Эрмитажа из Ленинграда, Мавзолей В. И. Ленина и т. д.

Во второй половине 1941 г. на восток страны было переброшено 2593 промыш­ленных предприятия, из которых 1523 составили крупные заводы, туда же было перемещено 2, 4 млн. голов крупного рогатого скота, 5,1 млн. голов овец, коз и другой живности.

Все это потребовало колоссального напряжения труда транспортников, осо­бенно железнодорожников. На нужды фронта работали все 17 железных дорог страны. Только на эвакуацию в июле 1941 г. потребовалось 300 тыс. вагонов. В те годы из Москвы были эвакуированы 2 млн. человек, из Ленинграда - 1,4 млн. жителей, из Киева - 350 тыс., из Воронежа - 200 тыс. человек. Всего же с июля 1941 г. по февраль 1942 г. в стране было эвакуировано 10,4 млн. человек. Для этого потребовалось 1,5 млн. вагонов (30 тыс. поездов). И железнодорожники успешно справились с этим заданием. Подвига, совершенного советским народом по эвакуации населения, промышленного, сельскохозяйственного и прочего обо­рудования, поголовья скота, не знала еще ни одна страна в мире. В восточных районах СССР, по сути дела, была создана новая экономическая база, которая к концу 1942 г. - началу 1943 г. стала давать военную продукцию - самолеты, тан­ки, пушки, боеприпасы, снаряжение.

С осени 1941 г. территория Воронежской области стала прифронтовой. После упорных боев части Красной Армии оставили Орел, Курск. Враг нацелился на Задонск-Воронеж. Линия фронта почти вплотную приблизилась к границам об­ласти.



Сооружение оборонительного рубежа в районе Задонского шоссе г. Воронежа

Необходимо было создавать вокруг города оборонительные сооружения. Эта работа началась в октябре 1941 г., когда немецкие войска захватили большую часть территории Курской и Орловской областей, развили свое наступление в сторону Липецка и Воронежа. Одновременно возводилась линия обороны по левому бере­гу Дона. Многие трудящиеся, в том числе рабочие, принимали участие в строи­тельстве военно-полевых сооружений. С этой целью в Воронежской области в июле - октябре 1941 года было мобилизовано 98 тысяч человек.

Не снимался с повестки дня вопрос эвакуации в тыл оборудования предприя­тий, людей, материальных ценностей, продовольствия и т. д.

Эвакуацию в нашей области условно можно разделить на два этапа:

первый - лето и осень 1941 г.;

второй - лето и осень 1942 г.

По мобилизационному плану эвакуации промышленные предприятия в первую очередь отправляли на восток готовую продукцию и сырье. Обязательно дол­жно было вывозиться наиболее ценное оборудование предприятий - электротур­бины, электромоторы, станки, инструменты, измерительные приборы, цветные ме­таллы, а также основные рабочие детали станков и машин. Все остальное обору­дование предприятий должно было быть приведено в состояние, не годное к про­изводству (разукомплектовано или уничтожено). Эвакуации подлежали ценные бумаги, наиболее важные документы предприятий. Это находилось под личной ответственностью руководителей.

Первая эвакуационная волна в области началась в сентябре 1941 г. Предприя­тия крупной промышленности союзного, республиканского подчинения направ­лялись глубоко в тыл. География размещения производственных предприятий была обширна: Урал, Сибирь, Средняя Азия. Воронежский паровозоремонтный завод был перемещен в Красноярск, Острогожский вагоноремонтный завод Воронежс­кой области - в Улан-Удэ, воронежский завод «Электросигнал» в ноябре 1941 г. полностью перебазировался в г. Новосибирск. Завод им. Ленина одновременно с демонтажем оборудования продолжал выпуск продукции для фронта. Оборудо­вание, материалы и сырье с завода были перевезены в г. Пензу и на Северный Урал, в г. Кунгур и т.д. В этот период производится демонтаж ВОГРЭС, с заводов СК-2 и № 450 (авиационное оборудование) дополнительно вывезли 250-300 вагонов ценного металлолома, химикатов и т.д.

Из Воронежа эвакуировались машиностроительные заводы им. Коминтерна, им. Калинина, им. Ленина, завод СК-2 им. Кирова, «Электросигнал» и другие крупные предприятия. Из Липецка готовили к эвакуации часть оборудования металлургических заводов «Свободный Сокол», Новолипецкого, железных рудников, карбидного завода. Осенью и зимой 1941г. эвакуационные работы на Воронежских предприятиях приняли большие размеры. Достаточно сказать, что только с одного из заводов выехало в тыл страны 11 тысяч рабочих и служащих и одновременно было вывезено свыше 25 тыс. единиц металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования. С предприятий в первую очередь вывозилась готовая про­дукция, качественное оборудование, сырье и основные материалы.

В мае 1942 г. командование и штаб Юго-Западного фронта убыли под Харьков для проведения наступательной операции. Но, как известно, операция эта прова­лилась, и под ударами немецко-фашистских войск части и соединения стали отка­тываться на восток. Ответственность за Воронежское направление была передана командованию Брянского фронта. Воронеж, по сути дела, был оголен. Если в 1941 г. захват Воронежа для немцев был необходим для того, чтобы прикрыть с юга свои войска, наступающие на Москву, то летом 1942 г. Воронеж для немцев был нужен, чтобы с севера прикрывать войска, наступающие на Сталинград и Северный Кав­каз.

С 19 сентября 1941 г. вражеская авиация начала систематические налеты на Воронежский авиазавод. Было принято решение о его эвакуации на восток. Пер­вый эшелон с оборудованием, конструкторским, технологическим и другими от­делами, а также службой подготовки производства отошел от заводской платфор­мы 10 октября 1941 г. С того момента, не прекращая производства, ежедневно на восток уходили поезда с людьми и оборудованием.

«В те горячие дни, - вспоминал начальник производства А. А. Белянский, - на завод позвонил И. В. Сталин. Он потребовал в сжатые сроки подготовить 250 «Илов». «Передайте всем самолетостроителям завода, что это особо важное зада­ние. Фронту очень нужны штурмовики! - сказал Верховный Главнокомандую­щий». И завод успешно выполнил «особо важное задание». Последний штурмо­вик с заводского аэродрома в Воронеже взлетел 5 ноября 1941 г., последний эше­лон из Воронежа ушел 6 декабря 1941 г. Вслед за ним на самолете в Куйбышев вылетел директор завода Шенкман.

На новом месте базирования заводчане встретились с огромными трудностя­ми. Оборудование, станки, агрегаты, заготовки самолетов были выгружены под Куйбышевом на станции Безымянка под открытым небом. Следовало срочно на­ладить выпуск машин.

Прибывший к заводчанам Нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин был удивлен адскими условиями работы. Он стал успокаивать рабочих, что, мол, вскоре все образуется. А они ему в ответ: - Это ничего, главное, завод будет хороший... Скорее бы самолеты выпус­кать!

И действительно. Первый самолет с Куйбышевского заводского аэродрома взле­тел 10 декабря 1941 г. Потребовалось всего 35 суток для налаживания производ­ства и изготовления первого штурмовика на новом месте. Но этого было явно недостаточно для фронта. Война требовала все новой и новой техники. В конце декабря на завод пришла срочная телеграмма:

(23. 12. 41 г.)

23112 2256 ОЛ 22-24 HP 19)6

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ТЕЛЕГРА М М А

Два адреса

Куйбышев директору звд тчк 18

ШЕНКМАНУ Копия директору звд тчк 1

ТРЕТЬЯКОВУ

ВЫ подвели нашу страну зпт нашу КРАСНУЮ АРМИЮ тчк ВЫ не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк

Самолет ИЛ-2 нужен нашей КРАСНОЙ АРМИИ теперь как воздух зпт как хлеб Тчк

ШЕНКМАН дает по одному ИЛ-2 в день зпт а ТРЕТЬЯКОВ дает МИГГ-3 по две штуки зпт это насмешка над страной зпт над КРАСНОЙ АРМИЕЙ тчк Нам нужны не МИГГи зпт а ИЛ-2 тчк

Если 18 завод думает отбрехнуться от страны зпт давая по одному самолёту ИЛ-2 в день зпт то жестоко ошибается и понесет за это кару

Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требуем зпт чтобы выпускали побольше ИЛов тчк

Предупреждаю в последний раз

HP П 553 СТАЛИН

Заводчане усилили темпы работы, и уже в первых числах января в новом 1942 г. на фронт ушел полный эшелон новеньких штурмовиков.

На востоке страны в короткие сроки восстанавливались перебазированные про­мышленные предприятия. Через месяц после эвакуации завода им. Калинина ра­бочие начали выпуск продукции. Переведенный в г. Свердловск завод им. Комин­терна уже в I квартале 1942 г. работал на полную мощность, продолжая выпус­кать гвардейские минометы.

Нагрузка на работников Ю.-В.ж.д была огромной. Катастрофически не хвата­ло пустопорожних вагонов. Железная дорога выдерживала 32 тыс. вагонов, а при­ходилось пускать по ней 60 тыс. и более вагонов. Но фронт требовал все новые и новые грузы, эшелоны, боевую технику, личный состав. Летом 1941 г. в Воронеже скопилось до 40 тыс. беженцев. Их также следовало отправить на восток. Из обла­сти следовало вывести 604 тыс. голов скота, 50 тыс. голов лошадей, 60 тыс. пудов зерна, 1200 комбайнов и других грузов. Приходилось просить, умолять, изыски­вать пустопорожние вагоны.

Чтобы транспорт работал четко и бесперебойно, Воронежский обком партии обязал всех секретарей горкомов и райкомов лично контролировать прохождение воинских грузов и отправку на восток эшелонов. «Окажите практическую помощь начальникам станций в быстрейшей разгрузке вагонов, добейтесь, чтобы совер­шенно не было остатка к концу суток под выгрузкой. Накажите по закону военно­го времени лиц, допускающих задержки с выгрузкой и погрузкой... На случай воздушного налета обеспечьте быстрый оборот вагонов», - сообщалось в цирку­лярной телеграмме секретаря обкома партии.

После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и Ельцом эвакуация предприятий и населения из области была заметно сокращена, а затем и совсем приостановлена. В связи с улучшением обстановки на фронте оборудование неко­торых крупных предприятий с пути следования на восток было возвращено в Во­ронеж, и на некоторых заводах приступили к монтажно-восстановительным ра­ботам.

23 января 1942 г. вышло Постановление СНК СССР о восстановлении пост­радавших промышленных предприятий г. Липецка и липецких железных рудни­ков. Согласно этому Постановлению были развернуты работы на Новолипец­ком металлургическом заводе, Ольховском коксохимическом заводе им. Воро­шилова и др. Процесс реэвакуации являлся отличительной чертой и особеннос­тью эвакуации на территории Центрального Черноземья, в частности, Воронеж­ской области.

Вторичная эвакуация промышленных предприятий встала на повестку дня в связи с летним (1942 г.) наступлением немцев на Воронеж. Она отличалась особой организованностью и мужеством людей, несмотря на частые бомбежки вражеской авиации и артиллерии. В эти дни были мобилизованы все силы. Эвакуацию оборудования завода им. Тельмана начали после ликвидации пожара на его тер­ритории, который возник в ночь с 5 на 6 июля 1942 г. в итоге налета вражеской авиации. Более 2 тыс. грузовых вагонов понадобилось коллективу этого завода и депо Отрожка для перебазирования станков, материалов, сырья в тыл страны.

Эвакуация завода СК-2 им. Кирова проводилась, когда фашистские войска за­хватили правобережную часть города. Оттуда гитлеровцы хорошо просматрива­ли завод и ежедневно обстреливали его территорию артиллерийским и миномет­ным огнем. В те дни героическими усилиями рабочих завода и железнодорожни­ков каждые сутки отправлялось до 27 вагонов с различным оборудованием. За два месяца с завода было погружено и отправлено в тыл 563 вагона.

Быстрое продвижение врага на восток не позволило полностью эвакуировать оборудование предприятий, запасы сырья и прочее. В спешном порядке отправ­ленные эшелоны приходили на конечный пункт в разукомплектованном виде. Ос­тавалось немного времени, чтобы демонтировать и вывезти оборудование с пред­приятий прифронтовой зоны Воронежской области. При эвакуации всех промыш­ленных объектов из восточных районов Воронежской области в этот период было сделано одно исключение. Был оставлен на месте Грибановский сахарный завод, который в то время был единственным действовавшим сахарным заводом в евро­пейской части страны. Из-за быстрого вторжения врага в юго-западные районы области в июле 1942 г. не удалось эвакуировать часть промышленности, скот и сельскохозяйственные машины. В создавшихся условиях пришлось стать на путь уничтожения имущества, которое могло достаться врагу. В результате 350 пред­приятий, главным образом республиканского и областного значения, были толь­ко частично эвакуированы или выведены из строя. Все ценное оборудование в СХИ было зарыто в землю. Подавляющая часть имущества МТС, совхозов и кол­хозов - трактора, комбайны - остались в руках оккупантов.

Всего из Воронежской области было полностью эвакуировано 117 предприя­тий, из них 46 предприятий союзного подчинения, 15 предприятий республиканс­кого значения и остальные 56 предприятий - областного.

На не оккупированной части Воронежской области в июле 1942 г. остава­лось 102 предприятия союзной и республиканской промышленности (главным образом пищевой) и 273 предприятия областной промышленности, которые рабо­тали в условиях близости фронта, удовлетворяя его нужды и запросы населения. Несмотря на тяжесть прифронтовой обстановки, план III и IV кварталов 1942 г. этими предприятиями был выполнен на сумму 54265 тыс. рублей, или на 82 процента.

К лету 1942 г. из крупных предприятий в Воронеже остались только заводы им. Тельмана, им. Кирова и часть цехов завода им. Дзержинского. С приходом немецких частей в город оборудование завода им. Дзержинского было размонти­ровано и отправлено в Германию.

В период боев за Воронеж из всех крупных предприятий города работал лишь завод им. Тельмана. К середине 1942 г. основное оборудование завода № 18 было эвакуировано, но предприятие продолжало работать, отправляя на фронт двух­местные штурмовики. 110 рабочих завода им. Тельмана все 212 дней и ночей тру­дились, помогая фронту ремонтировать танки, восстанавливали материальную часть.

Оставшиеся на территории города и области заводы продолжали работу по плану командования Воронежского фронта. На заводских площадях эвакуирован­ного авиазавода была создана авиаремонтная база № 450. Сначала командование Юго-Западного фронта использовало ее для ремонта самолетов, получивших по­вреждения в боях, затем - и командование Воронежского фронта. Директором этой ремонтной базы был назначен В. К. Сердюк, главным инженером Г. А. Но­вак. Восстановление авиационной техники велось под артобстрелом, непрерыв­ными бомбежками. Заводские бригады трудились не только на основной базе, они выезжали на фронт, в действующие части.

После освобождения правобережной части Воронежа приказом Министерства авиационной промышленности № 209 от 12 апреля 1943 г. на производственных мощностях этой базы был создан авиаремонтный завод № 64 (директор В. К. Сер­дюк). С 1944 г. директором завода стал генерал-майор В. Н. Смирнов.

За годы войны коллектив ремонтной базы № 450 и завода № 64 отремонтиро­вал и ввел в строй более 800 самолетов различных типов, в том числе 511 самоле­тов Ил-2.

«Воронежский фронт»

ОАО «Центрально – Черноземное книжное издательство»

2005 год

Категория: Военный Воронеж | Добавил: istram (13.02.2011)
Просмотров: 3920 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024