Форма входа

Категории раздела

События и люди [67]
Военный Воронеж [16]
Офицерский батальон [4]
Е. Мухин о судьбе Долгих В. И.

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Пятница, 29.03.2024, 11:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Испытания войной » Военный Воронеж

Воронежский тыл – фронту

В то время, как в Воронеже и на донских кручах шли ожесточенные бои, в селе Садовом близ Анны, где разместился областной комитет партии, 7 октября 1942 г. состоялось собрание партийного актива области. На нем были определены основ­ные задачи в деле организации помощи фронту. Помимо качественного сбора уро­жая, заготовки кормов для скота, повышения производительности на производ­стве, важнейшей задачей трудящихся области являлась работа по ремонту боевой техники, производству оружия и боеприпасов для частей фронта.

Всемерное повышение бдительности в прифронтовой полосе, соблюдение ре­жима секретности являлось также одной из важнейших задач жителей городов и сел области. Собрание партактива призвало всех трудящихся помочь фронту.

Анализ архивных документов по вопросу функционирования промышленных предприятий в период боевых действий на Воронежском фронте позволяет сде­лать вывод, что, несмотря на обстрелы и бомбежки на левобережье предприятия работали, выдавали продукцию. Особенно большая нагрузка выпадала на желез­нодорожников. Известно, что из 12 железнодорожных отделений в годы оккупа­ции работали только шесть. Объем работ, естественно, увеличился. Военное ко­мандование требовало: срочно поставить под погрузку 1200 вагонов и срочно перебросить воинские грузы под Елец. И железнодорожникам приходилось это де­лать, несмотря на то, что немецкая авиация ежедневно бомбила станции. С октяб­ря по декабрь 1942 г. на объекты Ю.-В.ж.д. было совершено 402 налета вражеской авиации и сброшено 1470 авиабомб.

Непосредственная близость фронта резко изменила характер движения поез­дов, предусмотренных графиком. С началом сражения за Сталинград прекрати­лось движение на Сталинградской ветке. Основная нагрузка легла на долю Лискинского, Поворинского, Борисоглебского, Грязинского и Отроженского станци­онных узлов. Враг всячески мешал работе этих отделений, он стремился парализо­вать их работу с тем, чтобы сорвать подвоз подкреплений к линии фронта. Осо­бенно интенсивным налетам подвергались станции Лихая, Лиски, Поворино, От­рожка, Графская, Грязи, Кочетовка, а также все станции и перегоны линии Пово­рино-Сталинград. Из 85000 бомб, сброшенных на дорогу, 32000 были брошены на Сталинградское отделение.

Вполне естественно, что погрузка и выгрузка осуществлялись под обстрелом вражеской артиллерии, в непосредственной близости к передовой. Прибывающие свежие воинские формирования, выгрузив боевую технику, сразу же вступали в бой.

На участках Отрожка-Мичуринск, Грязи-Поворино, Поворино-Ртищево, Поворино-Сталинград беспрерывно двигались составы. Их было так много, что казалось, будто идет один большой поезд.

Юго-Восточная железная дорога (начальник дороги до сентября 1942 г. - А. П. Молчанов, с сентября 1942 г. по февраль 1943 г. - В. С. Левченко) обеспечи­ла доставку войск, вооружения и материальных средств в период оборонительно­го сражения и подготовки контрнаступления под Сталинградом даже несмотря на то, что железнодорожная сеть вокруг города на Волге была развита слабо. Дос­тавка грузов, личного состава, боеприпасов, техники шла по участкам Поворино-Лиски, Поворино-Таловая, Таловая-Калач.

В период ожесточенных боев под Сталинградом, когда враг перерезал желез­ную дорогу Поворино - Сталинград и вышел в район Сталинградского трактор­ного завода к Волге, основная тяжесть по перевозкам боевой техники, личного состава, боеприпасов легла на Калачеевскую ветку. Поток поездов по ней шел в основном на выгрузку. В ноябре 1942 г. на ст. Калач Воронежский приходило до 10 эшелонов в сутки, на другие станции этой ветки до 5-6 эшелонов. С 23 октяб­ря 1942 г. по 31 января 1943 г. на этой ветке было выгружено 575 поездов, или бо­лее 30000 вагонов.

В период освободительных боев на территории Черноземья в Воронежской об­ласти работали авиационный завод № 18, паровозоремонтный завод им. Тельма­на, частично функционировал СК-2 им. Кирова. Предприятия местной промыш­ленности и промкооперации действовали в Борисоглебске, Липецке, Грибановке, Бутурлиновке, Усмани, левобережье Воронежа. Местная промышленность изго­товляла для нужд армии обмундирование, обозно-вещевое имущество, инженер­ное оборудование.

Особенностью работы промышленных предприятий Центрального Чернозе­мья, в том числе и Воронежской области, в период освободительных боев 1942-43 гг. являлось привлечение рабочих на строительство оборонительных сооруже­ний, на восстановление и строительство стратегически важных путей сообщения: железной дороги, мостов, шоссе.

За три месяца (апрель-июнь 1943 г.) было построено шесть основных оборо­нительных рубежей, несколько промежуточных и отсечных. Глубина обороны Цен­трального, Воронежского и Степного фронтов, общая протяженность стратеги­ческого рубежа составила 250-300 км. Только в полосе Воронежского фронта од­них траншей и ходов сообщения было отрыто 5 тыс. км, что равняется расстоя­нию от Москвы до Иркутска. В строительстве оборонительных сооружений ак­тивное участие принимали трудящиеся соседних областей. Так, в возведении сис­темы оборонительных рубежей было занято более 105 тыс. тамбовчан, 300 тыс. курян.

В период подготовки к битве на Курской дуге напряженная работа кипела на предприятиях Воронежской области. Несмотря на огромные разрушения промыш­ленных предприятий, рабочие вместе с восстановлением своих заводов и фабрик помогали воинам Красной Армии ремонтировать боевую технику, автомашины, выполняли различные спецзаказы фронта.

Воронежский ГКО уже в феврале 1943 г. принял решение об организации ре­монта танков в городе Воронеже. В мае 1943 г. работали две крупные базы. Одна база Наркомата танковой промышленности на площади завода им. Коминтерна, вторая - Наркомата среднего машиностроения - на территории механического завода. Позже были созданы еще несколько передвижных баз по ремонту танков и танковых моторов. Всего было организовано 6 ремонтных заводов по ремонту военной техники. В период подготовки к сражению на Курской дуге объем работ ремонтных баз увеличивался. Если в начале мая в ремонте находилось всего 20 танков, то в третьем квартале 1943 г. только двумя основными ремонтными база­ми было выпущено из ремонта более 200 боевых машин.

В успешном материально-техническом обеспечении фронтов в период битвы на Курской дуге особую роль сыграло быстрое восстановление железнодорожно­го движения на линии Воронеж - Курск. Наиболее ответственной задачей при этом было восстановление железнодорожного моста через реку Дон у станции Семилуки, недалеко от Воронежа.

...Строителям надо было освободить русло реки от металла и построить но­вый мост за 25 дней. Этого требовал фронт. Работы по восстановлению Семилукского моста начались 29 марта, а 22 апреля они были закончены. Железнодорож­ная линия Воронеж - Касторная - Курск вступила в эксплуатацию.

На территории нашей области имелось множество госпиталей, в которых про­ходили курс лечения воины Воронежского фронта. Они размещались в школах, домах колхозников, домах отдыха, больницах. Следовало организовать качест­венное дежурство у постелей тяжелобольных, окружить их вниманием и забо­той, обеспечить раненых свежими газетами, литературой, организовать шефские концерты.

Забота о бойцах на фронте была повседневной. Посылка подарков, теплых ве­щей являлась проявлением внимания к защитникам Родины. К началу 1942 г. кол­хозники Таловского района отправили на фронт 500 подарков, Давыдовского рай­она - 2000 подарков, а всего по области было собрано и отправлено 42147 подар­ков, общим весом 265441 кг.

Несмотря на суровые условия военного времени, в области велась большая куль­турно-просветительская работа. В конце 1942 г. Воронежский облисполком обра­тился в Управление по делам искусства при СНК РСФСР с ходатайством о разре­шении создать в Воронеже профессиональный русский народный хор песни Воро­нежской области в составе 50 человек на базе лучших вокалистов, колхозных ан­самблей и хора швейной фабрики «Первое мая» села Анна. Такое разрешение было получено, и с 1 января 1943 г. русский народный хор приступил к репетициям. Художественным руководителем его стал композитор К. И. Массалитинов. Хор этот регулярно выезжал на фронт в действующие части.

Сохранилось множество отзывов фронтовиков о прекрасной работе хора под руководством Массалитинова и концертной бригады, созданной при воронежс­ком Доме Красной Армии им. Ворошилова еще в октябре 1941 г.


В годы войны воронежский тыл, по сути дела, был вторым фронтом для наших доблестных Вооруженных Сил. Это был трудовой фронт. На денежные сбереже­ния жители области помогли построить танковые колонны «Народный учитель», имени Ленинского комсомола, «Воронежский колхозник», танк «Бутурлиновец», звено истребителей «Воронежский большевик» и др..

Наиболее крупные взносы сделали колхозники Калачеевского района - 75-лет­ний колхозник Ераст Федорович Крамарев из артели «Парижская коммуна» и Мар­фа Ивановна Белоглядова из колхоза Димитрова. Каждый из них внес по 100 ты­сяч рублей. К 9 января 1943 г. в Воронежской области было собрано на танковую колонну 37 млн. 348 тыс. рублей.

В марте 1943 г. в Донбассе, в селе Дуванка Луганской области, состоялось вру­чение Воронежской танковой колонны воинам-танкистам. «Бейте крепче фрицев, быстрее возвращайтесь домой с победой», - наказывал танкистам Е. Ф. Крама­рев.

За годы Великой Отечественной войны в Фонд Обороны от наших соотече­ственников поступило 118,2 млрд. руб., что почти равнялось среднегодовым рас­ходам Наркомата Обороны и Наркомата ВМФ СССР. На эти средства было изго­товлено и Передано фронту 30 тысяч танков и самоходных артиллерийских уста­новок, более 2,5 тысячи самолетов, подводных лодок, военных катеров и другой боевой техники.

«Воронежский фронт»

ОАО «Центрально – Черноземное книжное издательство»

2005 год

Категория: Военный Воронеж | Добавил: istram (20.02.2011)
Просмотров: 4432 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024