Дмитрий Веневитинов, русский поэт, философ, критик.
У Эдуардаса Межелайтиса есть такие стихи:
Бывают на свете люди:
Кратким пламенем вспыхнут,
Другим озаряя путь. И погаснут.
Но веками не меркнет их сияющий след..
|
Сказано — как будто о Дмитрии Веневитинове. Современники предрекали ему славу, превышающую славу самого Пушкина. «Веневитинов есть единственный у нас (поэт, - писал В. Г. Белинский, - который даже современниками был понят и оценен по достоинству. Это была прекрасная утренняя заря, предрекавшая прекрасный день». Но поэт вспыхнул лишь «кратким пламенем» - его жизнь оборвалась, когда ему не было и 22-х лет. Литературные энциклопедии бесстрастно свидетельствуют: причина смерти - простуда после бала. Но Герцен говорил: «Веневитинов был убит обществом». А вот что говорит по этому поводу современный исследователь творчества и судьбы поэта: «Я увидел его, полного чаяний пересоздать настоящее своей страны во имя ее гармоничного будущего, и его же, почувствовавшего вдруг невозможность осуществления этих чаяний, ощутившего тщетность своих гражданских и творческих устремлений... Дмитрий Веневитинов погиб на этой дуэли с самим собой, не признавая компромиссов, не представляя свой, завтрашний день без надежды». |
Эта мысль принадлежит М. А. Чернышеву, написавшему книгу о жизни и творчестве поэта и посвятившего ее «Николаю Яковлевичу Аверину, Раисе Григорьевне Кочаковой и всем-всем жителям села Новоживотинное, землякам Дмитрия Веневитинова, влюбленным в Землю Русскую, в Воронежский край, богатый на хлеб и искренние души».
Новоживотинное занимает в судьбе поэта особое место. В фамильной усадьбе, основанной одним из его предков, Д. Веневитинов бывал за свою короткую жизнь счетное количество раз. Неизгладимое впечатление оставил в его сердце приезд, связанный с проверкой жалоб местных крестьян, которых юноша защитил. Тот же М. Л. Чернышев пишет: «... не будь этой поездки, может быть, не такой чувствительной к чужой боли оказалась душа поэта; может быть, не стало бы таким яростным в нем чувство самопожертвования и гнева; может быть, не обрело бы тогда для него понятие Родины живые конкретные черты. Может быть....
Новоживотинное буквально ошеломило поэта. В письме от 3—5 сентября 1824 года он пишет отсюда сестре в Москву:
«... скажу вам откровенно, я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы спокойно отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться. Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на средине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно, как само счастье. Еще позавчера я любовался с высоты берега этою дивною картиною и луною, которая посреди безоблачного неба, казалось, радовалась своему отражению в волнах. Да, моя милая, я не скрою, все это может быть весьма смешно в письме, но в природе очень поэтично. Но почему же, скажете вы, не опишете вы этого мне в стихотворном послании? Там это было бы уместнее. Согласен; скажу вам, однако, что до сих пор я не написал ни одного стиха; но я делаю больше, ибо у меня возникла тысяча мыслей, которых раньше не было и которые я могу облечь в стихотворную форму, когда буду иметь больше времени для их обработки».
Здесь, на воронежской земле, складывался философский взгляд Д. Веневитинова на природу. Можно смело утверждать, что прекрасные философские новеллы и стихи Д. Веневитинова о природе навеяны Новоживотинным и его окрестностями.
«Мне хочется, — восторженно пишет он, — чтобы все мысли, .которые возникнут у вас при чтении писем, помогли вам составить себе живописную картину Животинного. Мне хотелось бы изобразить природу более радостной и более прекрасной, нежели та, которую вы видели до сих пор. Мне хотелось бы заставить вас восхищаться всем, начиная с дуба и кончая полевым цветком, начиная с орла и кончая бабочкою».
Перед читателем произведений Д. Веневитинова он предстает во всем многообразии своего неповторимого таланта.
Вот Веневитинов - поэт. В литературе он занял высокое место своеобразного творца, обогатившего традиции русской романтической поэзии, русской медитативной лирики. Поэт сумел в привычные поэтические формы внести философское содержание, делая широкие философские обобщения. Незаконченная «Евпраксия», рассказывающая о борьбе рязанцев с Батыем, свидетельствует: Д. Веневитинов чувствовал себя свободно и в жанре поэмы. А были у него еще и поэтические послания, лирические миниатюры, сонеты.
Был и Веневитинов-прозаик, перу которого принадлежит роман «Владимир Паренский», ряд новелл. |
|
А Веневитинову-критику принадлежит, например, интереснейшая работа «Разбор статьи о «Евгении Онегине». Она была вызвана восторженным откликом редактора «Московского телеграфа» Николая Полевого на первую главу пушкинского романа - весь «Евгений Онегин» еще не был завершен. Оценка первой главы Веневитиновым была более сдержанной. Зная с детских лет и лично Пушкина, и его стихи, он понимал, что Пушкин еще не создал своих вершинных произведений. В отличие от Н. Полевого, говорящего о высоком потолке творчества Пушкина, Веневитинов видит гораздо более высокую и широкую перспективу поэта. Д. Веневитиновым написано и еще несколько убедительных критических материалов, опубликованных в периодике того времени.
А Веневитинов-философ? Вооруженный мощной философской концепцией, он во многом содействовал развитию русской общественной мысли. Известный русский философ и публицист И. В. Киреевский, соратник Веневитинова по Обществу любомудрия, писал: «Веневитинов создан был действовать сильно на просвещение своего Отечества, быть украшением его поэзии и, может быть, создателем его философия». Создателем! Высочайшая оценка для юноши.
А был еще Веневитинов - переводчик, прекрасно владевший греческим и латинским, французским, немецким и английским, изучавший итальянский, свободно читавший в подлинниках Гомера и Эсхила, Софокла и Платона, Вергилия и Горация. Он оставил нам великолепные переводы поэзии Гете, ряда других поэтов, философов и историков.
Был и Веневитинов - общественный деятель, ставший душой журнала «Московский вестник». Вместе с Зинаидой Волконской, которую безответно любил и буквально боготворил, он вынашивал идею создания в Москве общества под названием «Патриотическая беседа». Размышлял над вопросами укрепления русского национального самосознания, мечтал об организации в Москве эстетического музея. Ну а в уже упоминавшемся Обществе любомудрия поэт стал фактическим лидером. Здесь ему принадлежала роль идейного вдохновителя.
Нельзя не вспомнить и о таланте художника, которым обладал Веневитинов: ведь он оставил целый ряд вполне профессиональных работ в живописи, в графике.
Что касается Веневитинова - человека, то он обладал большой притягательной силой, которая пробуждала в людях сильные ответные чувства. «Человек рожден не для самого себя, а для человечества, цель его — польза человечества...» — говорил сам Д. Веневитинов.
Словом, Дмитрий Веневитинов во всех смыслах был личностью неординарной. «Счастлив, кто прожил, как он...» — так сказал о нем Дельвиг.
Ну а теперь — некоторые биографические сведения.
Дмитрий Владимирович Веневитинов родился в Москве 14 (26) сентября 1805 года в знатной дворянской семье. Его отец, Владимир Петрович (1777—1814), — секунд-майор, умер, когда будущему поэту шел всего девятый год. Мать Д. Веневитинова, Анна Николаевна (1782—1841), — урожденная княжна Оболенская. По ее линии Д. Веневитинов приходится А. С. Пушкину четвероюродным братом — родство по тем временам довольно заметное.
Получив разностороннее, глубокое домашнее образование, Д. Веневитинов поступил в 1822 году вольнослушателем в Московский университет. В 1823 году успешно сдал экзамен на получение аттестата. Посещая университетские лекции, проявил интерес к новейшей немецкой философии, в частности к Ф. Шеллингу.
По окончании университета Д. Веневитинов стал работать в Московском архиве Министерства иностранных дел. В это же время стал членом Общества любомудрия, куда вместе с ним входили И. Киреевский, А. Кошелев, В. Одоевский, Н. Рожалин, В. Титов, Ф. Хомяков и др.
Первыми литературными опытами Д. Веневитинова были переводы античных писателей. Переводы эти относятся к 1819 году.
Осенью 1826 года поэт был переведен на дипломатическую службу в Петербург. При въезде в столицу он, не скрывавший своих симпатий к декабристам, был арестован. Освободили Веневитинова через несколько дней, но душевная травма осталась не исцелённой.
Здесь же, в Петербурге, Д. Веневитинов скончался 15 (27) марта 1827 года. Его похоронили в Москве, в Симоновом монастыре. Смерть Д. Веневитинова вызвала поэтические эпитафии таких поэтов, как А. Кольцов, М. Лермонтов, А. Дельвиг, А. Одоевский, Н. Языков, А. Хомяков и других.
«Проживи Веневитинов хотя десятью годами более, — писал Н. Г. Чернышевский, — он на целые десятки лет двинул бы вперед нашу литературу...».
В 1930 году состоялось перезахоронение праха Д. Веневитинова: он был перенесен на Новодевичье кладбище.
Уж? упоминавшийся здесь М. А. Чернышев заканчивает свою книгу о жизни и судьбе Д. Веневитинова словами:
«Упала звезда. Пронеслась по небосклону — и сгорела. Но звезды — сгорают. Люди — остаются, даже если их путь был краток, как у падающей звезды. Они остаются не на небе, они остаются в наших сердцах. И по ним мы мерим себя. Дай только Бог, чтобы было, что мерить в нас».
Дай-то Бог!...
Е. Г. Новичихин
«Новоживотинное» |