В начале весны, в преддверии женского дня, администрация ВНИИ защиты растений откликнулась на просьбу женщин института и организовала поездку в музей-усадьбу Веневитиновых в Новоживотинное. Музей, открытый в 1994 году, произвел яркое впечатление. Научный сотрудник Надежда Ивановна. Головина познакомила нас с дворянской и крестьянской усадебной культурой XVIII-XIX веков. Мы побывали в великолепном каминном зале, парадной столовой с мебелью и посудой прошлого века, где представлены русская живопись, макеты усадьбы и кареты тех лет, карты ландшафта, дорог.
Три зала посвящены жизни и творчеству поэта Дмитрия Веневитинова. Интересны многочисленные документы, родословная, первые стихотворения, рисунки и портреты, выполненные его рукой, письма. Из Новоживотинного в Москву он писал: «...скажу вам откровенно, я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы спокойно отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться. Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, также мирно, как само счастье».
В музее мы узнали историю романтической и печальной любви Дмитрия к светской красавице Зинаиде Волконской. Однако больше всего потрясла удивительная и трогательная история перстня. Но сначала о героях...
Дмитрий Веневитинов родился 14 сентября 1805 года в Москве в знатной дворянской семье. Вся его жизнь - один чудесный миг! Он не прожил и 22-х лет, написал более пятидесяти стихотворений, несколько пьес, новелл, оставил переводы. Его творчество высоко ценил А. С. Пушкин, состоявший с Веневитиновыми в родстве. В. Г. Белинский писал: «Веневитинов есть единственный у нас поэт, который даже современниками 6ыл понят и оценен_ по достоинству». Они предрекали ему славу, превышающую славу Пушкина.
В 1923 году он закончил Московский университет и стал работать в Москве в архиве Коллегии иностранных дел. Становится членом, а позже и лидером тайного философского «Общества любомудрия». Вместе с Зинаидой Волконской мечтает создать общество «Патриотическая беседа».
«Веневитинов был одарен талантами самыми увлекательными: живопись и музыка, поэзия и философия. Верный и независимый вкус, благородный и открытый образ мыслей, светлый и живой ум, детское простосердечие, дружелюбие и мечтательность так органично сплелись в нем, что, узнав его, нельзя было не любить. В его сердце, также, как и в уме, соединилось самое лучшее». (Энциклопедический лексикон, СПД, 1837, т. IX, с. 367).
Все его творчество - отражение борьбы за независимую, деятельную литературу, наполненную высоким идейным содержанием. Некоторые стихотворения Веневитинова представляют собой лирические шедевры. «Посмотрите, - говорит Белинский, - какая у него точность и простота в выражении, как у него каждое слово на своем месте».
Многие стихи посвящены теме дружбы. Он любит своих друзей, постоянно вспоминает и посылает «привет и утешенье».
Мысли о высоком назначении поэта выражены в философской лирике. Он чувствовал, как горит в нем «святое пламя вдохновенья» и посвятил свою любовь, свои надежды «навек поэзии святой»...
|
Княгиня Зинаида Волконская была старше Веневитинова, у нее рос 15-летний сын. Ее муж, близкий ко двору человек, занимал высокое положение, служа егермейстером и флигель-адъютантом. Но, несмотря на это, родственница декабриста Волконская по жандармской характеристике «была готова разорвать на части правительство». В ее доме Пушкин и Одоевский провожали уезжающую в Сибирь вслед за мужем Марию Волконскую, здесь останавливался француз Воше, сопровождавший в Нерчинск княгиню Трубецкую, бывал изгнанник Адам Мицкевич.
Наделенная разнообразными талантами, она создала блестящий салон в своем дворце в Москве, «волшебный замок музыкального мира», где проходили прославленные художественные и музыкальные вечера. |
«Обладательница прекрасного голоса и крупного сценического дарования, - писал историк русской литературы В. Комарович, - она несколько раз выступала в операх Россини на сценах парижских и римских театров: "Пушкин и Мицкевич, Баратынский и Вяземский посвятили ей вдохновенные строки, встречами с нею в своем Веймаре дорожил старик Гете». Царицей муз и красоты назвал ее Пушкин. Веневитинов был покорен ею и посвятил ей стихотворения большой лирической силы. Любил и боготворил. Когда произошло объяснение, Волконская ответила, что готова быть ему лишь другом. Она, по словам поэта, «отравила» его «ядом - мечты и страсти безотрадной», оставаясь далекой для него, как «звездочка в эфире». На прощанье Зинаида Волконская подарила Веневитинову бронзовый перстень - «залог сострадания», который привезла из Италии. Его нашли в «могиле пыльной» в 1706 году при раскопках города Геркуланума. Перстень попал в лавку антиквара, в коллекцию одного из собирателей, а затем к княгине. Веневитинов прикрепил подарок к цепочке часов и дал обет надеть его либо в день свадьбы, либо в день смерти.
После объяснения с Волконской Дмитрий был в отчаянии. Влиятельные знакомые хлопотали о переводе его в Петербург, подальше от княгини. В 1826 году его переводят туда на дипломатическую службу. По дороге арестовывают на короткий срок за сочувствие декабристам.
Через четыре месяца, 15 марта 1827 года Веневитинов умирает «от простуды после бала». Тело его доставили на родину в Москву и похоронили на кладбище Симоноеа монастыря. Когда он умирал, его друг Федор Хомяков, согласно воле поэта, надел перстень на палец. Веневитинов на мгновение очнулся и спросил:
- Разве я женюсь?
- Нет, - ответил Федор.
Глаза Веневитинова наполнились слезами.
Безвременная и неожиданная смерть потрясла его друзей и поклонников таланта. Десятки поэтов откликнулись стихами: М. Лермонтов, А. Кольцов, А. Дельвиг, В. Одоевский и др. По Москве и Петербургу быстро распространялись слухи о гибели поэта от страстной любви. Дамы охотно переписывали в свои альбомы стихотворение Веневитинова «К моему перстню»:
Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой.
Но не любовь теперь тобой
Благословила пламень вечной,
И над тобой, в тоске сердечной.
Святой обет произнесла
О, будь мой верный талисман!
Храни меня от тяжких ран
И света, и толпы ничтожной,
От едкой жажды славы ложной,
От обольстительной мечты
И от душевной пустоты. |
|
Зинаида Волконская написала стихотворение «Сложил художник свой резец». В память друга в саду своей римской виллы она поставила урну. Друзья поэта помня его, ежегодно в течение сорока лет собирались в день его кончины.
Прошло более ста лет, когда в 1930 году в связи со сносом части территории Симонова монастыря произошло перезахоронение праха Веневитинова на Новодевичьем кладбище. Когда могилу вскрыли, то увидели, что на безымянном пальце правой руки чернел перстень. Воистину сбылось предсказание Веневитинова:
Века промчатся, и быть может,
Что кто-нибудь мой прах встревожит
И в нем тебя откроет вновь;
И снова робкая любовь
Тебе прошепчет суеверно
Слова мучительных страстей,
И вновь ты другом будешь ей,
Как был и мне, мой перстень верный.
Перстень теперь хранится в фондах Государственного Литературного музея. Ничем не примечательный, без всяких украшений и изображений, «верный талисман» поэта, «любви глашатай вековой»
Л. Образцова |