Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 954

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Суббота, 23.11.2024, 22:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Карачун

Из истории села Карачун
Данный материал, как показывает анализ известных источников, содержит ряд новых, не освещенных ранее в литературе фактов из жизни села Карачун, которые позволяют представить многие стороны его жизни в далеком прошлом.
 
Село Карачун образова­лось в конце XVI - нача­ле XVII века как слобода при мужском монастыре - круп­ном землевладельце Воронеж­ского уезда, который различны­ми льготами привлекал на свои земли население. Справа от Кара­чуна, если смотреть на реку, рас­полагалась деревня Сушиловка, разоренная в 1613 году казачьим атаманом Иваном Заруцким. Слева находилась деревня Пекишева (Пекшево), а «к степи, едучи к Воронежу» - починок Миха­ила Пласкина и Пронки Ярцева.
 
 
 С 1629 года Карачун упомина­ется как центр одного из четырех станов Воронежского уезда (Борщевский, Карачунский, Чертовицкий и Усманский). Карачунс­кий стан занимал территорию се­вернее Чертовицкого, в междуре­чье Дона и Воронежа, в пределах современных Воронежской и Ли­пецкой областей. В его состав ад­министративно входили: село Карачун, деревня Пекишева, село Глушицы, деревня Остапова (Ситное), село Сенное, починок у Непорина затона (выселки из села Сенное), деревня Синдякина, село Манино, деревня Подгорная, село Курино, деревня Гремячье (выселки из деревни Вертячье), деревня Малинина, деревня Круг­лая, село Вербилово и село Двуречки. Для сообщения с Вороне­жем использовалась «Карачунская дорога», которая пролегала от села Карачун через помещичьи поля села Лопатки, деревни Борки, деревни Ивницы, деревни Ру­дакова, починка Плетенева, села Березова, села Рамонь, деревни Енина и села Грязное.
 
«Дозорная книга» 1615 года сообщает, что крестьяне и бобы­ли Карачуна распахивали для себя в одном ближнем и двух дальних полях 30 четвертей зем­ли (около 16,5 га). Из этого мож­но предположить, что числен­ность населения слободы была небольшой. В это время заселе­ние карачунской земли только начиналось. Но оно сдержива­лось постоянной угрозой татар­ских нападений. Одно из них та­тары совершили в 1623 году. При набегах татар их главной добы­чей были пленные, которые про­давались в Турцию и другие страны. Из-за потерь населения Карачун долго оставался по чис­лу жителей примерно на одном уровне.
 
С 1615 по 1629 год число дво­ров в слободе при Карачунском монастыре возросло до 58, что составляло более 14% от общего количества дворов (409) всех селений Карачунского стана. «Пис­цовая книга» 1629 года показы­вает, что из этих дворов 5 принад­лежали служителям монастыря, 10 - крестьянам, 8 - бобылям. Ос­тальные 35 крестьянских и бобыльских дворов стояли пусты­ми, 27 из которых были покину­ты жителями в 1623 году «от го­родских податей и от татарской войны и от игумена Варсонофья».
 
 Игумен монастыря Варсонофий, который был призван слу­жить примером высокой нравственности, не отличался правед­ным образом жизни. Он был од­ним из тех, о ком воронежский историк Л. Б. Вейнберг говорил, что «... за немногим исключени­ем, попы степной окраины во все продолжение XVII века ничуть не выделялись из среды народа и даже соперничали с ним в грабе­же, разврате и пьянстве».
 
В 1625 году факт побега насе­ления стал предметом разбирательства воронежских воевод Ивана Волынского и Семена Усо­ва, по указанию которых подвер­глись опросу 30 карачунских кре­стьян. Они показали, что люди разошлись от «Варсонофиевой, изгони, а не от государевых по­датей, потому что их бивал, и мучил, и на правеж ставливал. А ныне те крестьяне живут в Воро­нежском уезде и в иных городах за разными помещиками. А бил игумен монастырских крестьян из денег, старосту Сеньку, на Миките Худяке доправил 7 р., на Иваш­ке Балникове да на брате его Сав­ке доправил мерин, на Тимошке Волдыре 5 р. денег да 20 ульев пчел, у Ивашки Шемая взял ме­рина да 2 пуда меда, да у него ж, Ивашки, жену позорил и прижил 2 ребят, у Андрюшки Чеплинца взял мерина. Да в прошлом во 132 г. (1624 г.) являла им, крестьянам, того ж монастыря проскурница Ульянка, что тот игумен Варсонофий ее изнасильничал и ребен­ка с нею прижил».
 
В 1644 году в монастырской слободе остался только двор по­номаря Семена Лямзина, два крестьянских, 12 бобыльских и 17 пустых, разоренных «от татарс­кой войны» дворов. По «Перепис­ной книге» 1646 года, в слободе при Карачунском монастыре чис­лилось 5 крестьянских и 20 бо­быльских дворов. Роспись мона­стырям и церквям Воронежского уезда 1652 года указывает в сло­боде при Карачунском монасты­ре 27 крестьянских и бобыльских дворов, а по податной росписи 1654 года их количество сократи­лось до 24.
 
В 1659 году Карачунский мо­настырь и слобода при нем в оче­редной раз подверглись опустошительному набегу крымских та­тар, которые внезапно появились из-за Дона. По докладу воеводы г. Воронежа Сеита Хрущева в Разрядный приказ от 18 февраля 1659 г., татары «в Карачунском монастыре били и брали в полон, постройки выжжены, разорено и выжжено крестьянских и бобыль­ских 21 двор».
 
Внезапность татарских набе­гов на Карачун с восточной, или «ногайской», стороны практичес­ки полностью исключалась защи­той Усманского участка Белго­родской черты, а также наличи­ем естественных препятствий: река Воронеж с ее крутым правым берегом, заболоченность левобе­режья и Усманский бор. С запад­ной, «крымской», стороны опас­ность оставалась постоянной, но охране данного направления не уделялось должного внимания. Весной 1642 года стольник князь Василий Меньшой Григорьевич Ромодановский в ходе проверки сторожевой службы в Воронежс­ком уезде установил, что вверх по реке Дон, от Красной Дубровки до речки Негочевка, на протяже­нии 9,5 верст против татарского перелаза «стоят одинокие надол­бы в дубовом лесу, а по тем на­долбам в разных местах на 705 сажен надолб нет, выгорели небережением тутошних окольных людей». Кроме того, по левому берегу Дона на четырех сторо­жах, что выше Гнездиловских долов, Шелоховских затонов про­тив деревни Ивницы и под Подвислой дубравой, с 1639 года служба летом не организовыва­лась. Сторожи выставлялись только после получения сведений о возможном нападении татар. Об этом ему сообщили Воскре­сенский поп села Березова Тимо­фей и Пятницкий поп села Лопат­ки Алексей.
 
Таким образом, последнее ра­зорение Карачуна татарами в 1659 году стало возможным из-за просчетов в организации сторо­жевой службы на направлении вероятного вторжения крымских татар, что обернулось плачевны­ми результатами. Документы того времени сообщали, что «За Корочюнским монастырем в Во­ронежском уезде было крестьян­ских и бобыльских дворов с тридцать, и во 167-м (1659 г.), как при­ходил под Воронеж войною Крымский хан с татары, и тот де Корочюнский монастырь разори­ли без остатку и выжгли, и крес­тьян и бобылей с женами и деть­ми побрали в полон, и дворы их пожгли ж, а пожитки разорили; а в остатке после того разоренья того же монастыря уходцов крес­тьян только семь человек, и те одинокие».
 
Опустошения Карачуна тата­рами в 1623 и 1659 годах серьез­но подорвали социально-экономическую жизнь села, которую оставшемуся населению при­шлось восстанавливать заново. Это было связано с большими трудностями и лишениями, кото­рых не испытывали жители соседних селений.
 
А.ЖИЛЬЦОВ,
 г. Москва.
 «Голос Рамони» от 9 февраля 2007 г.
Категория: Карачун | Добавил: istram (08.03.2009)
Просмотров: 4053 | Рейтинг: 5.0/17
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024