Анализ известных материалов о происхождении названия села Карачун показывает, что, за исключением работ воронежского историка профессора В. П. Загоровского, они сводятся, в основном, к его объяснению в связи со значением этого слова в русском или тюркском языках. В данной статье автор на фоне исторических событий в Воронежском крае раскрывает историю возникновения современного наименования села и показывает наличие в нем древнеславянских корней.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери. 1881 год. с. Карачун
На территории Рамонского района Воронежской области находится село Карачун, расположенное на правом нагорном берегу реки Воронеж. Происхождение его названия относится к одному из самых сложных и неоднозначных вопросов истории района. Его сложность состоит в том, что документов с официальным упоминанием села, датированных ранее «Дозорной книги» 1615 года, пока не найдено. А множество значений этого слова в русском и других языках, а также различных точек зрения на возникновение данного названия придают вопросу неоднозначный характер.
Рассматривая обозначенную тему, нельзя обойти изучение известных по ней работ историков и краеведов. В. П. Загоровский предполагал, что в древнерусскую эпоху по имени Корочун было названо урочище у реки Воронеж. После основания г. Воронежа здесь возникли Карачунский мужской монастырь и село Карачун. Он отмечал, что из-за частицы «кара», которая переводится как «черный», слово «карачун», на первый взгляд, кажется тюркским. Объяснения второй его части - «чун» - В. П. Загоровский не находил, а трансформацию близкого по звучанию тюркского «карасу» (черная вода) в русское «карачун» считал возможной, но маловероятной.
По мнению воронежского историка В. А. Прохорова, название села имеет тюркское происхождение, так как первая часть этого слова - «кара» - означает черный. Вместе с тем вторая его часть неясна. Возможно, что она произносилась как «чан» - сторона. В этой связи село Карачун возникло в урочище, которое могло сохранить татарское название - «Черная сторона».
Тюркской версии происхождения слова «карачун» придерживался и рамонский краевед Н. В. Ильинский. Он писал, что тюркское «карачун», означающее гибель, смерть, издавна употреблялось в русском языке. Его первая часть «кара» означает черный, вторая часть непонятна. Название села указывает, что в этих местах в древности происходили кровавые трагические события.
Рамонский краевед Л. А. Образцова пишет, что в старорусском языке слово «карачун» обозначало гибель, смерть, место, связанное в прошлом с трагическим событием, а выражение «карачун пришел» - смерть, погибель пришла, умер. Она также замечает, что это слово образовано от понятия нога, шаг и означает последний шаг, внезапную смерть. Кроме того, «существует также версия, связанная с гончарным промыслом».
Народные предания хранят еще ряд предположений о происхождении названия села. Согласно одному из них, «карачун» -«черная смерть», так как словообразующей в нем является частица «чун», которая происходит от слова «чума» (смерть). Объясняется это тем, что во второй половине XIV - первой четверти XV века на Руси свирепствовала эпидемия чумы, которая пришла с Балтики в 1351 году и дважды вспыхивала в рязанских землях, в состав которых входил тогда воронежский край. Одним из мест, где произошло массовое заражение монголо-татар чумой, могло находиться в районе современного села Карачун. Вот и дали татары этой местности такое название. После этого они, приходя к водным источникам, бросали в них корни аира, который, по их мнению, очищал воду, и она становилась безопасной для употребления. С тех пор аир прижился в реках Дон, Воронеж и Усмань и растет в них поныне.
Мой бывший сосед по улице Пушкинской в Рамони Алексей Федорович Куксов, родившийся и выросший в селе Карачун, слышал от своего деда легенду о том, что при переправе через реку Воронеж в районе расположения современного села у знатного татарского мурзы утонул конь по кличке «Карачар». В память о нем мурза повелел именовать эту местность «Карачаром». Впоследствии данное название трансформировалось в «Карачун».
Все известные версии о происхождении названия села Карачун интересны и имеют право на существование. Они показывают, что народная память хранит много преданий, связанных с событиями, происходившими на рамонской земле много веков назад. Пока такая память жива, не будут забыты дела ее первых поселенцев, которые защищали эту землю ради будущего своих потомков.
Слово «карачун», которое раньше часто писалось как «корочюн» или «корочун», впервые встречается в русских летописях. Например, в Новгородской летописи под 1143 годом находим, что «... всю осень до Корочюна шли дожди, и было тепло». В Ипатьевской летописи в 1202 году упоминается некто Корочюн со своим сыном Витомиром в Галиче. Воскресенская и Новгородская летописи в списке русских городов XIV - первой половины XV века указывают «... на сей стороне Дуная, на усть Днестре над морем: .... Корочунов камень». Как видно из летописных сведений, слово «карачун» имело на Руси несколько значений: календарная дата, имя и географическое название.
Версия автора заключается в следующем: название села Карачун произошло от одноименного наименования реки (урочища), которое появилось в древнерусскую эпоху (VIII-XII вв.) в междуречье Воронежа и Усмани, напротив современного места расположения села. Сначала это название получил мужской монастырь, основанный в конце XVI века на правом берегу реки Воронеж. Затем оно было перенесено на село, выросшее из возникшей возле монастыря слободы.
Это подтверждается историческими документами. Например, 14 августа 1652 г. к Усманскому валу (участок Белгородской черты) «между Красным и Корочунским острожками севернее г. Усмани подходили около 500 татар». В вестовой отписке усманского воеводы В. Белелюбского находим, что 8 августа 1660 г. «... в пятом часу дня приходили к валу татары меж Корочунского и Демшинского городка от города верст с 6 и больше». В 1676 году усманский воевода Караулов докладывал воеводе Останову: «И я, г-не, ожидать тебя стану с ратными людьми на речке Излегоще, у Корочюнского городка». В. П. Загоровский писал, что в 1669 году, когда Белгородскую черту осматривал и описывал А. Еропкин, «на валу между реками Усманью и Боровицей находились 5 стоялых острожков: Красный, Карачунский, Демшинский, Излегощинский и Боровской» (с юго-востока на северо-запад). Остатки этого вала сохранились до настоящего времени. В переписке Разряда о постройке усманских крепостей за 1683-1685 гг. упоминается «о построении слободы на реке Карачунская Разсоша подле земляного вала». Автор обращает внимание читателей, что это название ни в одном из опубликованном ранее источников не встречается. Вместе с тем оно является ключевым в рассматриваемом вопросе.
Анализ приведенных сведений показывает, что Карачунский городок (острожек) находился примерно в 6,5 км севернее г. Усмань. От села Карачун до него было около 26 км на северо-восток. Название укрепленного городка на валу произошло от имени реки Карачунская россоха. Утверждая это, сошлюсь на мнение авторитетного ученого в области топонимики Э. М. Мурзаева, который отмечал, что города и селения у славян, как правило, получали имена рек, на которых они располагались.
Автор полагает, что название реки Карачунская россоха возникло до монголо-татарского нашествия на Русь, около VIII-IX века. В окрестностях современного села Карачун люди жили издревле. Воронежский археолог А. Д. Пряхин отмечает городище первых веков нашей эры в районе села Сенное, а также Пекшевское городище V-III вв. до нашей эры - первых веков нашей эры. Заселение берегов реки Воронеж славянами, как считают А. Д. Пряхин и А. З. Винников, началось во второй половине VIII века. Россоха, по отношению к реке - это место, где сливаются две речки, или небольшой ручей, впадающий в реку. Возможно, что Карачунская россоха получила название по имени некоего славянина Карачуна, который поднимался по реке Излегоще и, встретив справа ее приток, дал ему свое имя. В ходе заселения славянами Воронежского края от названия реки или имени Карачун могло получить наименование урочище, расположенное возле этой реки. Не исключено, что Карачунская россоха (урочище) названа по месту культового поклонения славян языческому богу Карачуну, где стоял его деревянный образ. В настоящее время утверждать, как это было в древности, достаточно сложно. Вместе с тем наименование реки (местности) сохранилось в народной памяти. Таким образом, название, связанное со словом «карачун», первоначально возникло в древнерусскую эпоху, до монголо-татарского вторжения на Русь, как наименование реки (урочища) в междуречье Воронежа и Усмани. Оно продолжало существовать во время монголо-татарского нашествия и после него.
Осенью 1237 года через Воронежский край прошел один из отрядов Батыя. Военный историк В. В. Каргалов пишет, что, по донесению венгерского монаха Юлиана, монголы разделили свое войско на несколько частей, одна из которых остановилась «против реки Дона, недалеко от замка Воронеж, также княжества русских». Название «Карачун» в документах этого периода не встречается. Тем не менее, Л. Н. Гумилев, С. А. Аннинский, В. В. Каргалов считают, что под Воронежем обитали бродники - потомки православных хазар и предки низовых казаков, которые заселяли лесистые места в поймах реки Воронеж и ее притоков.
Междуречье Дона, Воронежа и Усмани входило в «Дикое поле» - южнорусские лесостепи и степи, которые запустели во время нашествий на Русь кочевых народов: хазар, печенегов, половцев, монголо - татар. Вместе с тем академик М. Н. Тихомиров писал, что «... Поле никогда не испытывало полного запустения». Липецкий историк В. Л. Егоров отмечает, что после образования Золотой Орды южнее границы ее северных улусов была буферная зона, в которую входил Елец -русский анклав на ордынской территории, подчинявшийся татарским властям.
А. ЖИЛЬЦОВ |