Перепелки в траве запоют спозаранку.
Где-то чибис вдали потревожит покой.
Невозможно никак позабыть Горожанку,
Что раскинулась слева над Доном-рекой
(И.Коростелев)
В барской усадьбе.
|
Барская усадьба конца XIX века в Горожанке, как и многие старинные усадьбы, сохранившиеся до наших дней, окутана множеством тайн, легенд, загадок. Воронежские краеведы установили, что барский дом был построен Александром Алексеевичем Веневитиновым - родственником новоживотинновских Веневитиновых. Красивая двухэтажная со стороны села и трехэтажная со стороны Дона кирпичная постройка в этом тихом местечке выглядит настоящим дворцом. «Дворцом» называют ее и местные жители. Дом сильно разрушен. А еще недавно, лет пятнадцать назад, в нем жили люди. Поражаешься, как можно все разорить за столь короткий срок! |
Еще недавно на фасаде дома находилось необычное панно с изображением декоративных птиц - синекрылых павлинов. Подобных павлинов можно было увидеть и на внутренней стороне - красками по побелке над окном. Им, также жители дали свое название - «райские птицы». Они не уцелели. Панно ныне находится в воронежской реставрационной мастерской, а «внутренние» павлины бесследно исчезли. Кто-то тщательно изрешетил место ломом. Быть может, искали клад на месте таинственного рисунка...
Рядом с домом находится фонтан в виде гриба, а немного в стороне - амбар. Он выстроен из старинного кирпича, фундамент - из природного камня. Раствор замешивали на куриных яйцах для изоляции от сырости. На первом этаже хранили зерно и фураж для скота, а на втором - готовую продукцию - сахар, муку, мед, масло и прочий провиант. |
|
К югу от амбара находится красивая кирпичная церковь. Она называется Покровской и построена в 1787 году Веневитиновыми. Колокол был сброшен в годы повсеместного разрушения всех церквей, а вместо него надстроена водонапорная башня, но уже белым кирпичом. В церкви находятся шесть жилых квартир.
Между амбаром и церковью располагался ледник. В нем летом, как в холодильнике, хранили скоропортящиеся продукты. Лед заготавливали зимой, и он сохранялся целый год - до появления нового.
В усадьбе охотно занимались лесоразведением. Росли лиственные деревья - липы, тополя, клены, а также реликтовые сосны. Небольшая их часть сохранилась.
Из истории.
А.А.Веневитинов завещал свои земли сыновьям, затем они перешли к внукам Алексею и Николаю. В начале XIX века Горожанка принадлежала еще одному помещику Н. С. Кожину. Он был жестоким человеком. «Кожин кожу дерет с людей» - говорили сельчане. У него имелось 1600 десятин земли, конный завод, мукомольная мельница и четыре верблюда!
В селе сохранилось название «Кожин лог».
Алексей Александрович продал свои земли помещику Гриневу, которые, по некоторым сведениям, за долги перешли к принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской. Земли Николая Александровича достались Семену Петровичу Чоколову - инженеру-путейцу, внебрачному сыну фабриканта Мамонтова, за которого вышла замуж его дочь Екатерина Николаевна.
Чоколовы развернули в селе хозяйственную деятельность. Была открыта школа-мастерская Екатерины Николаевны Чоколовой под названием «Мебель, ковры, вышивка и кружева». В школе учились 35 девочек и столько же мальчиков. Со временем горожанские гобелены пользовались спросом не только в Москве и Петербурге, но один ковер «Адам и Ева» был подарен во Францию. Выполнили его две молоденькие девушки. За свою работу они получили по золотым сережкам. Имя одной из них Наташа Клепова. В восемнадцатилетнем возрасте она вышла замуж и переехала из Горожанки в Гудовку. Впоследствии ее дочери продолжили дело матери. Младшая Мария Ивановна организовала в Хохле ковровую мастерскую. Один из ее ковров хранится в Воронежском областном краеведческом музее.
В «Описании Воронежской губернии» 1909 года говорится: «В Горожанке мужики занимаются производством резной и гнутой мебели из лозы, а женщины ткут ковры, приготавливают вышивки и кружева».
В 1910 году имение Чоколовых Перешло к их зятю Василию Михайловичу Михайловскому, который служил в военно-инженерных войсках царской армии. Он закрыл прежние производства, построил винокуренный завод и разместил пасеку. До завода был прорыт подземный ход. Об этом рассказывал житель села Сорокин Сергей Данилович. Когда он был ребенком, в барском доме находился детский дом. Он жил в нем, когда его мать сбросили с крыши вагона поезда, и он остался сиротой. Он рассказывал, как с мальчишками обнаружили подземный ход, пошли по нему и вышли к винокуренному заводу.
О барине Михайловском в селе вспоминают по-разному: одни, как о добром, другие, как о злом человеке. Запомнили, что в праздники у церкви он выстраивал крестьян и раздавал по три рубля.
В начале революции Василий Михайлович не сбежал, как другие помещики, а оставался в своей усадьбе вплоть до 1918 года, когда там появились красноармейцы. На общем собрании решали, что делать с барином. Михайловский просил оставить ему дом и сад, но жители потребовали полной конфискации его имущества. Красноармейцы, жившие на первом этаже барского дома, арестовали его и поместили на третьем. Однако ночью барину удалось спуститься на простынях вниз и скрыться. Он бежал на край села к крестьянину Дмитрию Винокурову, который вывез барина в возе сена и спас от расплаты. Дальнейшая судьба его неизвестна. Ходит легенда, что в годы Великой Отечественной войны, когда немцы стояли на правом берегу Дона, кто-то из крестьян узнал барина в одном из мужчин. Даже смотрели в бинокль, чтобы подтвердить свое предположение. Говорят, оберегал барин дом, потому он и не попал под обстрел, как разбитый барский дом в другой части села.
Однажды в середине 90-х годов под вечер в Горожанку заехала красивая молодая иностранка с юристом из Москвы, якобы, правнучка Михайловского и наследница дома. Их видела сторожиха. Эта пара пробыла недолго и вскоре уехала.
После революции в усадьбе располагались многие организации - дом отдыха им. А. Микояна для трудящихся Воронежской области, детский дом для осиротевших детей, жили сотрудники школы. Теперь он открыт навстречу всем ветрам и будет ли когда-либо восстановлен - неизвестно.
Память.
В Горожанке почти каждый что-то знает об истории своего села, благодаря пропагандистской краеведческой работе, да и просто из воспоминаний старожилов, передающихся из уст в уста. Мне о ней рассказали в Горожанской школе-интернате, учитель истории Михаил Васильевич Плетнев и библиотекарь-энтузиаст Ольга Николаевна Королева. Она коренной житель, не один десяток лет работающая в сельской библиотеке. К истории она подходит серьезно: расспрашивает старожилов, ведет записи, тщательно следит за литературными новинками, касающимися и истории, и современной жизни Горожанки.
Во многом благодаря воронежскому архитектору Т. Полещук и краеведу А. Тимофееву удалось узнать много нового. Статья А. Тимофеева, опубликованная в «Воронежском курьере», ценна тем, что основана на архивных источниках. Она имеется в библиотеке («ВК», «Тайна синих павлинов», 23 октября, 2 декабря 1999 г.).
Там же оформлено несколько альбомов и прекрасная постоянно действующая выставка из предметов быта и промыслов. Их передали в дар сельчане.
Горожанка и в прошлом году отметила свое 275-летие. Юбилей праздновали всем селом в клубе. Незаметно прошел год. Юбилеи приходят и уходят. История продолжается.
Людмила Образцова
«Голос Рамони» от 23 октября 2001 года |