Ковры и кружева
В старину в России самые красивые самодельные вещи передавались по наследству, ими гордились, их демонстрировали знатокам рукоделия. Большинство русских дворян держали личные «девичьи» - мастерские по кружевным и белошвейным работам, производству полотна. В Воронежской губернии работали мелкие кружевные, вышивальные и ковровые заведения.
В селе Староживотинном действовала учебно-ткацкая мастерская великой княгини Ольги Ольденбургской. Ковровая мастерская Ольденбургских была и в Рамони. Не отставали в этом и Чоколовы. На их средства была открыта учебная школа-мастерская Екатерины Николаевны Чоколовой под названием «Мебель, ковры, вышивка и кружева». Если углубляться в историю самой мастерской, то следует сказать, что из архивных источников известно, что «в ковровом и кружевном отделениях обучались ткать ковры и вязать кружева крестьянские девочки в возрасте от десяти до шестнадцати лет под руководством опытных наставниц. Материальная польза мастерских выразилась для крестьян в том, что каждая девочка, научившаяся кружевному или ковровому искусству, получала в месяц от двух до пяти рублей жалованья. От многих горожанских крестьян приходилось слышать, что у них «девка дороже мужика: девка и хлеба купит, девка и подать заплатит». В мастерских девочки обучаются, кроме рукоделия, грамоте, арифметике, Закону Божьему и церковному пению. Матери, привлекаемые заработком детей, охотно посылают их в школу. Мастерицы производили чрезвычайно приятное впечатление».
К слову сказать, на средства той же благотворительницы было выстроено светлое и просторное помещение земской школы, в которой ученикам выдавали горячие завтраки. Господин С. П. Чоколов устроил чайную, где крестьянин мог получать чай и белый хлеб и найти место для бесед друг с другом помимо кабака. «Побольше таких отзывчивых и умелых деятелей, и дело упорядочения русской деревни не будет казаться невозможностью», - писала одна из воронежских газет в 1901 году. В «Описании Воронежской губернии» (И. Николаевский, 1909 г.) говорится: «В Горожанке мужики занимаются производством резной и гнутой мебели из лозы, а женщины ткут ковры, приготавливают вышивки и кружева».
Н. В. Гладнева |
Екатерина Николаевна была погружена в красоту ковровых узоров, рисунков, была знакома с ткацким искусством других стран. Яркие, колоритные образцы ткачества с многочисленными узорами, цветочными построениями были прекрасным украшением интерьеров. Чудесные горожанские ковры выставляли на различных московских и петербургских ярмарках. И везде они имели огромный успех. Однажды две девушки были направлены набираться мастерства в Москве и там получили заказ от петербуржцев на изготовление ковра «Адам и Ева». По рассказам старожилов, этот ковер попал на Всемирную выставку художественных изделий в Париже и был куплен Лувром. За свою работу они получили по золотым сережкам. Имя одной из них Наталья Васильевна Клепова (Гладнева) (1882-1976). В восемнадцать лет она вышла замуж и переехала из Горожанки в Гудовку. |
Прекрасным плетением кружев владела и Вера Ивановна Жильцова (1886-89-1983). Она прожила более 90 лет и её внучка Галина Владимировна запомнила бабушку с катушкой белых ниток в руках, из которых она вязала подзорники, кружева, скатерти, салфетки и прочие «Изыски». В Горожанской школе-мастерской Вера Ивановна получила неплохое образование. В последствии она переехала в Рамонь. Своему внуку Анатолию она помогала по математике до седьмого класса. Внучку Галю учила не только вязать салфетки, но и пить чай из блюдца, приучала к хорошим манерам. По воспоминаниям соседских ребятишек, иногда она прибегала к помощи старинной лупы с витиеватой ручкой, чем приводила в изумление их.
Традиции живут
Дочери Натальи Васильевны Гладневой продолжили дело матери. Старшая дочь Мария Ивановна Кутлунина (1917-2002) всю жизнь проработала учительницей начальных классов в Хохле. Была женщиной деятельной, жизнерадостной, примерной хозяйкой, хорошим организатором, что помогло ей создать в Хохле ковровую мастерскую. Своим племянникам Ольге и Виктору Гладневым из Березова она прислала фотографию ворсового шерстяного ковра «В. И Ленин» с надписью: «Память о моей многолетней работе в создания цеха художественного рукоделия в с. Хохол 1977-1981 гг.». Затем была приписка «Научено 50 человек, сейчас только консультирую, а работаю над большим цветочным ковром». Один из ковров мастера-ковродела Марии Ивановны Кутлуниной хранится в Воронежском областном краеведческом музее. |
|
Младшая дочь Анна Ивановна Гладнева (1919-2004) также ткала ковры, имела безупречный художественный вкус. По качеству исполнения и сложности рисунка ручные ковры в целом не превзойдены. Она закончила Воронежский пединститут. В годы Великой Отечественной войны работала директором Чертовицкой школы, а впоследствии преподавала русский язык и литературу в Березовском сельскохозяйственном техникуме. Искусство ручного ковроткачества нашло продолжения у нынешних потомков семьи Гладневых - Галины Владимировны Гладневой, проживающей в Воронеже. Прекрасен её шерстяной ковер ручной работы размером 2,5x1,70 с тончайшими переливами, где на черном поле, окаймленном геометрическими фигурками, в середине, на белом медальоне расположились выразительные цветы.
Декоративно-прикладное искусство в виде вязания кружевных салфеток стало своеобразным хобби Галины Владимировны Жильцовой. Она по натуре человек скромный, робко говорит о своих достижениях: «Немного фантазии и любви к тому, что делаешь, и все обязательно получится». Салфетки её художественно выдержаны, великолепны, радуют глаз. У нее хорошо развит художественный вкус, видение предмета. Вообще вязание салфеток - достаточно кропотливая работа, которая требует большого терпения. Нужно владеть не только техникой, но и чувствовать, пропускать изделие через себя. Черно-белую салфетку из журнала Галина Владимировна мысленно представляет в определенном цвете, размере, стиле. В современном кружеве, развивающем богатые художественные традиции русского кружева, она стремится использовать старые типы узоров, а также вносит новые мотивы. Слияние ажурных орнаментов и узоров, разнообразие их построений, создает впечатление, что кружевные салфетки настолько прозрачны, воздушны, тонки, как будто светятся: легкость и эластичность рождают какое-то сказочное творение, а любовь к своему увлечению - это великолепие. Я смотрю на него и удивляюсь как из обычного клубка ниток при помощи вязального крючка или спиц появляются настоящие жемчужины кружевницы! Наверное, иногда в жизни людей не хватает радости, добра и красоты. Создавая произведения декоративно-прикладного искусства, мастерицы создают праздник. Праздник души. Прекрасно, что старые традиции живут и бережно сохраняются нашими земляками. Добавлю, что несколько изысканных салфеток моя давняя подруга Галя - Галина Владимировна Жильцова - подарила и мне. Они радуют глаз, а также украшают каждую встречу клуба «Друзей Дома Ольденбургских».
Хочется пожелать обеим мастерицам, нашим современницам, новых творческих успехов, интересных идей, неизменных удач!
Л.ОБРАЗЦОВА
«Голос Рамони» от 11 апреля 2008 года |