Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 954

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Суббота, 23.11.2024, 19:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Горожанка

Горожанка: традиции и современность
Ковры и кружева
 
В старину в России самые кра­сивые самодельные вещи переда­вались по наследству, ими горди­лись, их демонстрировали знато­кам рукоделия. Большинство рус­ских дворян держали личные «де­вичьи» - мастерские по кружев­ным и белошвейным работам, производству полотна. В Воро­нежской губернии работали мел­кие кружевные, вышивальные и ковровые заведения.
 
В селе Староживотинном действовала учеб­но-ткацкая мастерская великой княгини Ольги Ольденбургской. Ковровая мастерская Ольденбургских была и в Рамони. Не отста­вали в этом и Чоколовы. На их средства была открыта учебная школа-мастерская Екатерины Николаевны Чоколовой под на­званием «Мебель, ковры, вышив­ка и кружева». Если углубляться в историю самой мастерской, то следует сказать, что из архивных источников известно, что «в ков­ровом и кружевном отделениях обучались ткать ковры и вязать кружева крестьянские девочки в возрасте от десяти до шестнадца­ти лет под руководством опытных наставниц. Материальная польза мастерских выразилась для крестьян в том, что каждая девочка, научившаяся кружевно­му или ковровому искусству, по­лучала в месяц от двух до пяти рублей жалованья. От многих горожанских крестьян приходилось слышать, что у них «девка доро­же мужика: девка и хлеба купит, девка и подать заплатит». В мас­терских девочки обучаются, кро­ме рукоделия, грамоте, арифмети­ке, Закону Божьему и церковно­му пению. Матери, привлекаемые заработком детей, охотно посы­лают их в школу. Мастерицы про­изводили чрезвычайно приятное впечатление».
 
К слову сказать, на средства той же благотворительницы было выстроено светлое и просторное помещение земской школы, в ко­торой ученикам выдавали горя­чие завтраки. Господин С. П. Чоколов устроил чайную, где крес­тьянин мог получать чай и белый хлеб и найти место для бесед друг с другом помимо кабака. «По­больше таких отзывчивых и уме­лых деятелей, и дело упорядоче­ния русской деревни не будет ка­заться невозможностью», - писа­ла одна из воронежских газет в 1901 году. В «Описании Воронеж­ской губернии» (И. Николаевс­кий, 1909 г.) говорится: «В Горо­жанке мужики занимаются произ­водством резной и гнутой мебе­ли из лозы, а женщины ткут ков­ры, приготавливают вышивки и кружева».
 
Н. В. Гладнева
Екатерина Николаевна была погружена в красоту ковровых узоров, рисунков, была знакома с ткацким искусством других стран. Яркие, колоритные образ­цы ткачества с многочисленными узорами, цветочными построени­ями были прекрасным украшени­ем интерьеров. Чудесные горожанские ковры выставляли на различных московских и петер­бургских ярмарках. И везде они имели огромный успех. Однажды две девушки были направлены набираться мастерства в Москве и там получили заказ от петербур­жцев на изготовление ковра «Адам и Ева». По рассказам ста­рожилов, этот ковер попал на Всемирную выставку художе­ственных изделий в Париже и был куплен Лувром. За свою работу они получили по золотым сереж­кам. Имя одной из них Наталья Васильевна Клепова (Гладнева) (1882-1976). В восемнадцать лет она вышла замуж и переехала из Горожанки в Гудовку.
 
Прекрасным плетением кру­жев владела и Вера Ивановна Жильцова (1886-89-1983). Она прожила более 90 лет и её внучка Галина Владимировна запомни­ла бабушку с катушкой белых ниток в руках, из которых она вязала подзорники, кружева, ска­терти, салфетки и прочие «Изыски». В Горожанской школе-мас­терской Вера Ивановна получи­ла неплохое образование. В последствии она переехала в Рамонь. Своему внуку Анатолию она помогала по математике до седьмо­го класса. Внучку Галю учила не только вязать салфетки, но и пить чай из блюдца, приучала к хоро­шим манерам. По воспоминани­ям соседских ребятишек, иногда она прибегала к помощи старин­ной лупы с витиеватой ручкой, чем приводила в изумление их.
 
 Традиции живут
 
Дочери Натальи Васильевны Гладневой продолжили дело ма­тери. Старшая дочь Мария Ива­новна Кутлунина (1917-2002) всю жизнь проработала учительницей начальных классов в Хохле. Была женщиной деятельной, жизнера­достной, примерной хозяйкой, хо­рошим организато­ром, что помогло ей создать в Хохле ковровую мастерс­кую. Своим пле­мянникам Ольге и Виктору Гладневым из Березова она прислала фото­графию ворсового шерстяного ковра «В. И  Ленин» с надписью: «Память о моей многолетней работе в создания цеха художествен­ного рукоделия в с. Хохол 1977-1981 гг.». Затем была приписка «Научено 50 человек, сей­час только кон­сультирую, а рабо­таю над большим цветочным ков­ром». Один из ков­ров мастера-ковро­дела Марии Ива­новны Кутлуниной хранится в Воронежском област­ном краеведческом музее.

 
Младшая дочь Анна Ивановна Гладнева (1919-2004) также ткала ковры, имела бе­зупречный художе­ственный вкус. По качеству исполне­ния и сложности рисунка ручные ковры в целом не превзойдены. Она закончила Воро­нежский пединсти­тут. В годы Вели­кой Отечественной войны работала директором Чертовицкой школы, а впоследствии пре­подавала русский язык и литературу в Березовском сельскохозяй­ственном технику­ме. Искусство руч­ного ковроткаче­ства нашло про­должения у нынешних потомков семьи Гладневых - Галины Вла­димировны Гладневой, прожива­ющей в Воронеже. Прекрасен её шерстяной ковер ручной работы размером 2,5x1,70 с тончайшими переливами, где на черном поле, окаймленном геометрическими фигурками, в середине, на белом медальоне расположились выра­зительные цветы.
 
Декоративно-прикладное ис­кусство в виде вязания кружевных салфеток стало своеобразным хоб­би Галины Владимировны Жиль­цовой. Она по натуре человек скромный, робко говорит о своих достижениях: «Немного фантазии и любви к тому, что делаешь, и все обязательно получится». Салфет­ки её художественно выдержаны, великолепны, радуют глаз. У нее хорошо развит художественный вкус, видение предмета. Вообще вязание салфеток - достаточно кропотливая работа, которая тре­бует большого терпения. Нужно владеть не только техникой, но и чувствовать, пропускать изделие через себя. Черно-белую салфетку из журнала Галина Владимиров­на мысленно представляет в оп­ределенном цвете, размере, стиле. В современном кружеве, развива­ющем богатые художественные традиции русского кружева, она стремится использовать старые типы узоров, а также вносит но­вые мотивы. Слияние ажурных орнаментов и узоров, разнообра­зие их построений, создает впечат­ление, что кружевные салфетки настолько прозрачны, воздушны, тонки, как будто светятся: лег­кость и эластичность рождают какое-то сказочное творение, а любовь к своему увлечению - это великолепие. Я смотрю на  него и удивляюсь как из обычного клуб­ка ниток при помощи вязального крючка или спиц появляются настоящие жемчужины кружевницы! Наверное, иногда в жизни лю­дей не хватает радости, добра и красоты. Создавая произведения  декоративно-прикладного искус­ства, мастерицы создают празд­ник. Праздник души. Прекрасно, что старые традиции живут и бе­режно сохраняются нашими зем­ляками. Добавлю, что несколько изысканных салфеток моя давняя подруга Галя - Галина Владими­ровна Жильцова - подарила и мне. Они радуют глаз, а также украша­ют каждую встречу клуба «Друзей Дома Ольденбургских».
 
 Хочется пожелать обеим масте­рицам, нашим современницам, новых творческих успехов, инте­ресных идей, неизменных удач!
 
Л.ОБРАЗЦОВА
«Голос Рамони» от 11 апреля 2008 года
Категория: Горожанка | Добавил: istram (15.03.2009)
Просмотров: 2968 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024