Долгие годы в селе Айдарове школы не было. Ребята ходили учиться в Староживотинновскую начальную школу.
В 1927 году началось строительство Айдаровской семилетки. Вскоре туда пришли работать учитель начальных классов М. Ф. Конькова, учитель математики Е. К. Смирнова, учителя русского языка и литературы О. К. Головина, И. В. Петренко, учитель немецкого языка А. Ф. Скрипкин и другие. Директором был назначен Яков Иванович Котов.
Бывшая ученица, а впоследствии учитель Анна Михайловна Попова вспоминает: «Я пришла в первый класс в 1931 году. Моей первой учительницей была М. Ф. Конькова приветливая и очень заботливая женщина. Встречая нас, она отогревала своим дыханием наши замерзшие руки, после уроков одевала каждого из нас. Она научила нас писать и читать и первая привила мне любовь к школе.
Много незабываемого осталось от тех лет обучения. Помню, что все вечера, посвященные революционным праздникам, открывались пением «Интернационала». Запевать начинал сам директор Яков Иванович. Зал вставал. Пели все: младшие школьники, старшеклассники, а также присутствующие гости. Затем читали доклад и выступали участники художественной самодеятельности. Это было настоящее торжество.
Незабываемое впечатление оставил День рождения пионерской организации - 19 мая. Все кругом цвело. Днем проводили спортивные соревнования, а вечером учащиеся отправлялись в Староживотинное на зеленую лужайку за школой, где проводили пионерский костер. Право зажечь его предоставлялось пяти лучшим ученикам. Пламя вспыхивало сразу с пяти концов звезды, и далеко разносился пионерский гимн «Взвейтесь кострами, синие ночи». Новичков принимали в пионеры, пели, танцевали и довольные возвращались домой.
Алексей Федорович Скрипкин создал в школе струнный оркестр (гитара, мандолина, балалайка), в котором занимались мальчики-старшеклассники. Иногда во время большой перемены под музыку этого оркестра организовывали массовые танцы, и тогда никто не толкался и не шалил. Танцевали «Польку», «Краковяк», «Падеспань». Для девочек 5-7 классов был организован физкультурный кружок, членом которого была и я. Мы разучивали не только гимнастические упражнения, но и построение пирамид.
У нас существовал и драматический кружок. В клубе селекстанции была показана поэма «Цыгане» А. С. Пушкина. Роль Земфиры исполняла моя одноклассница Шура Попова. До сих пор перед глазами стоят яркие сцены из этого спектакля, хотя с тех пор прошло немало лет».
В 1941 году занятия в школе прекратились. В районе села были брошены семь зажигательных бомб. К счастью, ни одна из них не попала в здание школы. Однако стекла и рамы оказались выбитыми. Часть половых досок была выломана во время эвакуации. Здание требовало капитального ремонта. И хотя занятия со временем возобновились, их приходилось проводить по крестьянским хатам.
Директором школы была назначена 19-летняя Александра Михайловна Федотова (Горлищева), которая на этом посту проработала двадцать три года. В школу пришли работать бывшие ученики - А. Е. Попова, А. М. Попова, М. В. Милованова, М. Ф. Соловьева, А. К. Горлищева.
Летом 1943 года началось ее восстановление силами учащихся и учителей. Доски для ремонта пола возили на волах из староживотиниовской церкви. Учителя вместе с 12-13-летними подростками ходили в лес, где рубили и пилили сухие деревья, пни и доставляли их в школу. Однако тепла не хватало, и дети на занятиях сидели в теплой одежде и шапках. Не было тетрадей, учебников, наглядных пособий. Ученики находили старые книги и писали между строк чернилами, изготовленными своеобразно: опускали ржавый гвоздь в «дубовое яблочко». «И только теперь осознаешь, - продолжает А. М. Попова, - какую громадную ответственность брали мы на себя не только за свою жизнь, но и за жизнь детей. И становится страшно. Но это теперь. Тогда мы были молоды и рассуждали так: «Иначе жить нельзя».
В послевоенные 50-е годы Айдаровская школа представляла собой старое, ветхое помещение. Оно вмещало до четырехсот учащихся. Занятия проводились в две смены. В небольших школьных классах учились по 20-30 человек. Были и параллельные классы. В 5-7-х занимались учащиеся из Староживотинного, Красного, а дети из Айдарова и селекстанции учились, начиная с первого класса.
Учитель-ветеран Мария Тимофеевна Назарьева вспоминала: «В большом коридоре стояли два шкафа, в которых помещалась вся школьная библиотека. Бедновато, конечно, но у ребят была огромная тяга к чтению. Они вели дневники, в которых записывали прочитанную книгу, автора и дату».
Осенью учащиеся 5-8-х классов работали на полях совхоза «Айдаровский»: убирали кукурузу, свеклу, картофель. Тогда занятия на 3-4 надели прекращались, но потом приходилось наверстывать упущенное. Несмотря на это знания у ребят были неплохие, и школа по успеваемости была одной из лучших.
В 1965 году под руководством молодого, энергичного директора Юрия Ивановича Белова началось строительство нового здания. Большую инициативу проявляла также парторг А. Е. Горлищева. Снова работали все вместе: учителя, ученики, родители. Это были уроки настоящего трудового воспитания. Ученики подносили и подавали кирпич, сгружали доски, учителя и родители во главе с директором клали фундамент. Надо заметить, что благодаря его упорному труду, настойчивости, терпению, находчивости и требовательности в 1967 году новая школа распахнула свои двери. В то же время открылась школа и в поселке ВНИИСС, поэтому учащихся в Айдаровской школе стало меньше. Обучение проходило по кабинетной системе, и ребята помогали учителям в их оформлении: развешивали и раскладывали материалы, наклеивали иллюстрации, чертили карты, схемы.
Наибольшая возможность развития творчества учителей появилась в эти и последующие годы. Школа получила много методической литературы, рекомендаций Министерства просвещения, а также в помощь учителям были опубликованы брошюры с раздаточным материалом для самостоятельных и контрольных работ по всем предметам. Однажды Мария Васильевна Милованова - учитель начальных классов удивила методиста Института усовершенствования учителей грамотностью учащихся при написании диктанта: ни один из них не сделал пи одной ошибки!
Повышению качества работы учителя способствовало проведение на базе школы семинаров, открытых уроков, их взаимопосещение, тщательная подготовка к переводным и выпускным экзаменам.
Особое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Эта деятельность носила разные формы: пионерские сборы и вечера, конкурсы, доклады, политинформации. Приглашали участников войны, почетных жителей села. Они рассказывали о героических сражениях под Москвой, на Курской дуге, призывали ребят хорошо учиться и любить Отчизну. Ребята и сами ходили к фронтовикам, подробно расспрашивали их о тех героических годах, а потом составляли рассказы, писали сочинения, некоторые из них были напечатаны в районной газете.
Трудовое воспитание проводилось на уроках общественно-полезного труда, когда учащиеся собирали металлолом, макулатуру, действуя в духе соревнования между классами. Собранные в лесу желуди сдавали в местное лесничество, за что получали саженцы различных растений и озеленяли улицы. В ходе выполнения таких заданий слагали и пели частушки:
Чтоб весною белым цветом
Наши улицы цвели,
Мы вишневую аллею
К сельсовету провели.
Физическое воспитание предусматривало участие в соревнованиях по различным видам спорта, спартакиадах, где ребята занимали призовые места.
В школе велась творческая работа: проводили викторины, конкурсы, олимпиады по предметам. Любили ребята бывать на экскурсиях: на Рамонском сахарном заводе, молоко - и хлебозаводах. Побывали в районном краеведческом музее, Графском заповеднике. Сами учителя вели немалую общественную работу, особенно во время подготовки к выборам: читали лекции в клубе, на фермах, вели агитационную работу. Их самих избирали депутатами в местные органы власти.
Учащиеся Айдаровской школы с директором Н. Н. Васильченко и учителем Е. С. Бухоновой. !977 г.
В 1973 году директором школы был назначен Николай Николаевич Васильченко, до этого работавший завучем. Его директорский стаж насчитывает двадцать два года. Это был скромный, талантливый человек, учитель от Бога. Последующие директоры - Владимир Петрович Мельников, Александр Евгеньевич Метелкин, Галина Николаевна Зубова.
Айдаровская школа по праву гордится своими ветеранами. Это заслуженный учитель РФ А. Е. Попова, А. М. Попова, А. К. Горлищева, Е. С. Бухонова, Е. А. Слепокурова, А. А. Слепокурова, М. Ф. Назарьева, Л. Н. Бобрешова, М. В. Милованова, М. В. Алехина, Г. В. Кулешова, В. А. Шульгина, Е. И. Парфенова, М. С. Калинина, Е. А. Мазепина, А. А. Солнцева, В. И. Долгих, О. Е. Демидова, М. П. и А. П. Шиловы, Н. В. Королева, А. А. Пересыпкина и другие.
Многие бывшие учащиеся посвятили свою жизнь педагогической деятельности. Это отличники народного образования А. М. Козлова, Г. В. Кулешова, Н. И. Мельникова, С. М. Виноградова, С. С. Котлярова, доцент Воронежского педуниверситета Л. Я. Зайцева и другие. Айдаровскую сельскую администрацию возглавляет выпускница школы Т. Н. Бойко. В Краснодаре живет выпускник В. Н. Попов. Он ученый. А. В. Попов дослужился до звания генерала. В этой школе учились Нина Мазлумова - дочь выдающегося рамонского селекционера, кандидат технических наук Э. Е. Гачинский из Москвы. Некоторые учащиеся работают во ВНИИСС и во ВНИИЗР. Среди выпускников есть врачи, программисты, труженики сельского хозяйства. «Неважно, где они живут, - говорит А. М. Попова, - важно то, что большинство из них стали настоящими людьми». И в этом немалая заслуга их учителей.
Л. Образцова
«Дорогами краеведения» |