Былое величие Архангельской церкви в Новоживотинном
Михайло-Архангельская церковь в Новоживотинном. Рисунок брата Д. Веневитинова. 1852 год.
В Новоживотинновском
музее-усадьбе
Дмитрия Веневитинова сохранился любопытный рисунок брата поэта,
датированный
1852 годом. На нем - Михаило-Архангельская церковь этого села. Беглого
взгляда
достаточно, чтобы понять: церковь эта была украшением округи.
В сохранившихся в
ГАВО документах я
не раз встречала сведения о том, что храм был построен тщанием
помещицы Анны
Львовны Веневитиновой в 1780
г. взамен старой деревянной церквиперенесенной в нач. 18 в. из с.
Староживотинное. Незадолго до постройки новой церкви, отец Дмитрия
Веневитинова, Владимир Петрович, перестроил барский дом (1760-1770 г.)
Естественным в то
время для людей всех сословий было думать о благополучии своих храмов.
Церковь отстроили двухпрестольной.
Главный алтарь был освящен во имя Архангела Михаила. Он не отапливался, и в
нем служили в теплое время года. Придельный алтарь был освящен во имя трех
святителей и чудотворцев Московских - Петра, Алексия и Ионы. Придел этот был
теплым и предназначался для зимних богослужений. Чаще всего приделы строились
в благодарность заступничества и помощи святых. Видимо, Анна Львовна особо
почитала этих трех московских митрополитов, живших в XIV-XV веках.
Из описи церковного имущества,
составленной, в 1806 г.
священником Петром Кутеповым, мы можем узнать некоторые сведения об убранстве
Архангельской церкви этих лет. Утварь в храме почти вся из серебра.
Упоминаются кресты, потир, дискос, ковчег, кадила ювелирной работы - все конца
XVIII - нач. XIX вв. Копис (для раздробления
просфор) - стальное. Также имеется описание риз священника и диакона. Для
священника в сей церкви предназначалось 12 риз, а для диакона 10 риз: «...
цветная, малинового атласа, оплечье парчовое, опушка по подольнику голубого
атласа, окою оплечьев - кресты мишурные, звезда той же парчи. Стихарь - желтого
букета по белой насыпи с золотыми шелковыми травами, опушка из белого французского
штефа...» (орфография сохранена). Это описание ризы диакона. В таком же духе описываются
все остальные ризы священнослужителей. В церкви имеются также очень дорогие
книги. Упоминается, например, Апостол 1713 г. и Евангелие 1703 г., исполненное «на
александрийской бумаге», со среброзлащенной доской сверху.
В 50-е годы XIX в. придельный храм во имя Петра,
Алексия и Ионны был перестроен, улучшен усердием тайного советника Алексея
Владимировича Веневитинова. Сохранилось его описание, составленное благочинным
(священником из с. Чертовицкое) Федором Владимировым: «Колокольня при сей церкви
каменного здания со шпилем, выкрытым белою англицкою жестию и со взлащенным
крестом... Паперть внутри оштукатурена и покрашена... пол в оной плитяной...
дверь... окованная железом...
Трапеза при сей
церкви... каменного же
здания, ... полы в них устроены паркетные, печь сей церкви кафельная, духовая... оконные рамы искуссной столярной работы с
разноцветными стеклами. Иконостас... живописный...
с искусною вызлащенною резьбою, устроен в один пояс, сверху имеет фигуру
четырех арок, над ними поставлены разныя вызлащеныя штуки в сиянии...» Далее
следует описание икон, которые все
поставлены соответственно чину. Справа царских врат -Спаситель, слева -
Богородица. С боков оных имеются иконы
3 святителей московских, кн. Владимир, св.
Архистратига Михаила, прп. Сергия Радонежского, Магдалины Марии и св.
Аполлинарии.
С правой стороны - для певчих -
дубовой работы клирос резной. Эта опись
внутреннего убранства церкви. Но вот мне попадается документ, поражающий
воображение. Это записи поступающих вновь вещей в Архангельскую церковь с. Новоживотинное. Первая запись датируется в нем 1809 г. Из нее следует, что
«... прапорщицею Прасковьею Кондратовой, дочерью Кулешовой (в честь этих помещиков
перезовут потом дер. Донскую
Айдаровку в Кулешовку) подано 2 покровца, один воздух...». Вслед за этой записью следует перечисление около 150 ценных
подарков. Среди дарителей помещики Кулешовы, Волковы, Богомоловы, Семеновы,
Назаровы, Белечины, купцы Барановы, Москалевы, Симофановы, Самохваловы, мещане,
крестьяне, военные, солдатки, фабриканты
Титовы. Люди победнее дарят
покровцы, покрывала, пелены на иконы.
Побогаче - серебряную утварь, подсвечники, богатые ризы, колокола,
дорогие иконы и т.д. Риз подарено настолько много, что есть указания на то, что
кое-что из облачений священнослужителей жертвуют, например, в село Ступино в Воскресенскую церковь.
А вот любопытная запись за 1819 г:
куплен «Краткий способ молиться». И далее
на полях обидная отметка: «... книга отобрана
благочинным Петром Кутеповым в 1826
г.» Особенно
часто среди дарителей выступают
помещики Веневитиновы. Их подарки
поистине барские - 8 медных высеребренных подсвечников, люстра о 12 подсвечниках,
полные священнические и диаконовские
облачения, крупные денежные вклады, иконы, привезенные из Москвы, и многое другое. Последняя запись
датируется в этом интересном документе 1903 годом.
Невольно встает вопрос: куда же исчезло это богатство? Из других
документов следует, что большая часть его была конфискована в 1922 г. Дальнейшее
разграбление продолжалось в последующие
годы. И от этого храма ничего не осталось. Больше повезло
Михаило-Архангельской церкви с. Чертовицы, построенной в 1763 г. прихожанами. Сейчас
храм отреставрирован и в нем совершаются
богослужения. По объему храм этот
был примерно одинаков с новоживотинновской
церковью (1200 кв. саженей). Приход примерно такой же (с дер. Рядное
около 2000 человек). А вот библиотека
превосходила библиотеку церкви с. Новоживотинное и составляла 185 томов («Клировые
ведомости» за 1911 г.).
Кроме того, в церкви было 3 престола - во имя Михаила Архангела, св.
апостолов Петра и Павла, а также престол Св. Николая Чудотворца.
Руины церкви Михаила Архангела в с. Сенное.
Самая маленькая Михаило-Архангельская церковь в нашей местности
располагалась в Сенном (248 кв./с).
Она была построена в 1880 г. усилиями местного прихода. Церковь была однопрестольной. Приход составлял около
2400 человек. Библиотека - 26 томов. Известно, что незадолго до революционных
событий в церкви служил священник Митрофан Павлович Слесарев. Последним священником
в церкви был Авсенев Тимофей Васильевич. В 1933 г. он получил 5 лет ссылки. Тогда
же в церкви прекратились богослужения.
Парадоксально, но больше всего
документов сохранилось именно об
Архангельской церкви с. Новоживотинное. Т.е. от некогда прекрасного храма сохранился
лишь рисунок и кое-какие бумаги. Большинство из найденных документов передано мною в музей Дм. Веневитинова. В них можно почерпнуть еще немало
интересных фактов, например о священниках Скрябиных,
служивших в этом храме. Скрябины
были небезызвестной священнической
династией г. Воронежа и его окрестностей,
люди известные и заслуженные.
Вспомнить об этих людях, рассказать о них предстоит в дальнейшем.