Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 952

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Понедельник, 20.05.2024, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Новоживотинное

Былое величие Архангельской церкви в Новоживотинном

Михайло-Архангельская церковь в Новоживотинном.
Рисунок брата Д. Веневитинова.
1852 год.

В Новоживотинновском му­зее-усадьбе Дмитрия Веневитино­ва сохранился любопытный рису­нок брата поэта, датированный 1852 годом. На нем - Михаило-Архангельская церковь этого села. Беглого взгляда достаточно, чтобы понять: церковь эта была украшением округи.

В сохранившихся в ГАВО до­кументах я не раз встречала све­дения о том, что храм был пост­роен тщанием помещицы Анны Львовны Веневитиновой в 1780 г. взамен старой деревянной церкви  перенесенной в нач. 18 в. из с. Староживотинное. Незадолго до постройки новой церкви, отец Дмитрия Веневитинова, Влади­мир Петрович, перестроил барс­кий дом (1760-1770 г.) Естествен­ным в то время для людей всех сословий было думать о благопо­лучии своих храмов.

Церковь отстроили двухпрестольной. Главный алтарь был освящен во имя Архангела Миха­ила. Он не отапливался, и в нем служили в теплое время года. Придельный алтарь был освящен во имя трех святителей и чудот­ворцев Московских - Петра, Алексия и Ионы. Придел этот был теплым и предназначался для зимних богослужений. Чаще все­го приделы строились в благодар­ность заступничества и помощи святых. Видимо, Анна Львовна особо почитала этих трех москов­ских митрополитов, живших в XIV-XV веках.

Из описи церковного имуще­ства, составленной, в 1806 г. свя­щенником Петром Кутеповым, мы можем узнать некоторые све­дения об убранстве Архангельской церкви этих лет. Утварь в храме по­чти вся из серебра. Упоминаются кре­сты, потир, дискос, ковчег, кадила ювелирной работы - все конца
XVIII - нач. XIX вв. Копис (для раздробления просфор) - сталь­ное. Также имеется описание риз свя­щенника и диако­на. Для священни­ка в сей церкви предназначалось 12 риз, а для диако­на 10 риз: «... цвет­ная, малинового атласа, оплечье парчовое, опушка по подольнику го­лубого атласа, окою оплечьев - кресты мишурные, звезда той же пар­чи. Стихарь - жел­того букета по бе­лой насыпи с золо­тыми шелковыми травами, опушка из белого фран­цузского штефа...» (орфография сохранена). Это описание ризы диакона. В таком же духе описы­ваются все остальные ризы священнослужителей. В церкви име­ются также очень дорогие кни­ги. Упоминается, например, Апостол 1713 г. и Евангелие 1703 г., исполненное «на александрий­ской бумаге», со среброзлащенной доской сверху.

В 50-е годы
XIX в. придель­ный храм во имя Петра, Алексия и Ионны был перестроен, улучшен усердием тайного советни­ка Алексея Владимировича Вене­витинова. Сохранилось его опи­сание, составленное благочин­ным (священником из с. Чертовицкое) Федором Владимиро­вым: «Колокольня при сей церк­ви каменного здания со шпилем, выкрытым белою англицкою жестию и со взлащенным крес­том... Паперть внутри оштукату­рена и покрашена... пол в оной плитяной... дверь... окованная железом...

Трапеза при сей церкви... ка­
менного же здания, ... полы в них устроены паркетные, печь сей церкви кафельная, духо­вая... оконные рамы искуссной столярной работы с разноцвет­ными стеклами. Иконостас... живописный... с искусною вызлащенною резьбою, устроен в один пояс, сверху имеет фигу­ру четырех арок, над ними по­ставлены разныя вызлащеныя штуки в сиянии...» Далее сле­дует описание икон, которые все поставлены соответственно чину. Справа царских врат -Спаситель, слева - Богороди­ца. С боков оных имеются ико­ны 3 святителей московских, кн. Владимир, св. Архистратига Михаила, прп. Сергия Радо­нежского, Магдалины Марии и св. Аполлинарии.

С правой стороны - для пев­чих - дубовой работы клирос резной. Эта опись внутреннего убранства церкви. Но вот мне попадается документ, поража­ющий воображение. Это записи поступающих вновь вещей в Архангельскую церковь с. Новоживотинное. Первая запись да­тируется в нем 1809 г. Из нее следует, что «... прапорщицею Прасковьею Кондратовой, до­черью Кулешовой (в честь этих помещиков перезовут потом дер. Донскую Айдаровку в Кулешовку) подано 2 покровца, один воздух...». Вслед за этой записью следует перечисление около 150 ценных подарков. Среди дари­телей помещики Кулешовы, Волковы, Богомоловы, Семе­новы, Назаровы, Белечины, купцы Барановы, Москалевы, Симофановы, Самохваловы, мещане, крестьяне, военные, солдатки, фабриканты Титовы. Люди победнее дарят покровцы, покрывала, пелены на ико­ны. Побогаче - серебряную утварь, подсвечники, богатые ризы, колокола, дорогие ико­ны и т.д. Риз подарено настоль­ко много, что есть указания на то, что кое-что из облачений священнослужителей жертву­ют, например, в село Ступино в Воскресенскую церковь.


А вот любопытная запись за 1819 г: куплен «Краткий спо­соб молиться». И далее на по­лях обидная отметка: «... книга отобрана благочинным Петром Кутеповым в 1826 г.» Особен­но часто среди дарителей выс­тупают помещики Веневитино­вы. Их подарки поистине барс­кие - 8 медных высеребренных подсвечников, люстра о 12 под­свечниках, полные священни­ческие и диаконовские облачения, крупные денежные вкла­ды, иконы, привезенные из Москвы, и многое другое. Пос­ледняя запись датируется в этом интересном документе 1903 годом.


Невольно встает вопрос: куда же исчезло это богатство? Из других документов следует, что большая часть его была конфискована в 1922 г. Даль­нейшее разграбление продол­жалось в последующие годы. И от этого храма ничего не оста­лось. Больше повезло Михаило-Архангельской церкви с. Чертовицы, построенной в 1763 г. прихожанами. Сейчас храм отреставрирован и в нем совершаются богослужения. По объему храм этот был пример­но одинаков с новоживотинновской церковью (1200 кв. са­женей). Приход примерно такой же (с дер. Рядное около 2000 человек). А вот библиоте­ка превосходила библиотеку церкви с. Новоживотинное и составляла 185 томов («Клировые ведомости» за 1911 г.). Кро­ме того, в церкви было 3 пре­стола - во имя Михаила Архангела, св. апостолов Петра и Павла, а также престол Св. Николая Чудотворца.



Руины церкви Михаила Архангела в с. Сенное.

Самая маленькая Михаило-Архангельская церковь в нашей местности располагалась в Сен­ном (248 кв./с). Она была пост­роена в 1880 г. усилиями мест­ного прихода. Церковь была однопрестольной. Приход состав­лял около 2400 человек. Биб­лиотека - 26 томов. Известно, что незадолго до революцион­ных событий в церкви служил священник Митрофан Павло­вич Слесарев. Последним свя­щенником в церкви был Авсенев Тимофей Васильевич. В 1933 г. он получил 5 лет ссылки. Тог­да же в церкви прекратились богослужения.

Парадоксально, но больше всего документов сохранилось именно об Архангельской цер­кви с. Новоживотинное. Т.е. от некогда прекрасного храма со­хранился лишь рисунок и кое-какие бумаги. Большинство из найденных документов переда­но мною в музей Дм. Веневи­тинова. В них можно почерпнуть еще немало интересных фак­тов, например о священниках Скрябиных, служивших в этом храме. Скрябины были небезыз­вестной священнической дина­стией г. Воронежа и его окрестностей, люди известные и зас­луженные. Вспомнить об этих людях, рассказать о них предстоит в дальнейшем.

Н. ПУЗИКОВА
«Голос Рамони» от 22 ноября 2002 года
Категория: Новоживотинное | Добавил: istram (25.03.2010)
Просмотров: 2260 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024