Имел и вотчины, и земли
| Одной из
немногих, сохранившихся на территории нашей области, жемчужин средней полосы
России является усадьба Веневитиновых в селе Новоживотинное Рамонского района.
С 1974 года она относится к памятникам федерального значения, а в 1994 году,
после реставрации, здесь открыт филиал Воронежского областного литературного
музея – Музей-усадьба Дмитрия Валентиновича Веневитинова, яркого
представителя русской словесности первой четверти ХIХ века, основателя самобытной
отечественной философии.
Родился Дмитрий
Владимирович Веневитинов 14 сентября 1805 года в Москве, в дворянской семье,
имевшей крупные поместья в Воронежской губернии, одним из которых и было
Новоживотинное. Отец будущего поэта Владимир Петрович родился в 1777 году в
селе Гвоздёвка Землянского уезда, был женат на княжне Анне Николаевне Оболенской,
находившейся в родстве с семьёй А.С. Пушкина, который стал четвероюродным
братом Дмитрия Веневитинова.
Аристократическое
происхождение позволило Дмитрию Владимировичу получить прекрасное домашнее
воспитание и образование. Он с увлечением занимался живописью и музыкой, а в
14 лет настолько освоил латынь и греческий языки, что свободно читал произведения
Платона, Софокла, Тацита, Эсхила, Горация, а знание немецкого языка позволяло
интересоваться философией Вагнера. Первое его стихотворение появилось на свет
в 1821 году, когда автору было только 16 лет. |
В 17 лет Дмитрий
Веневитинов поступает вольнослушателем в Московский университет, посещает
лекции профессоров А.Ф. Мерзлякова и М.Т. Коченовского, но особенное влияние
на формирование эстетических вкусов и взглядов Веневитинова оказал бывший выпускник
Воронежской духовной семинарии и Московского университета профессор М.Г. Павлов.
На его лекции по философии собирались студенты всех факультетов университета,
и среди них - будущие законодатели общественной мысли России В.Г. Белинский,
А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.В. Станкевич, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский.
Именно Павлов привил интерес у Веневитинова к немецкой философии Шеллинга,
сформировавшей мировоззрение и ставшей отправной точкой к созданию совершенно
нового учения, в котором нация и национальное самосознание стали важнейшими
проблемами и рассматривались русскими философами в последующие десятилетия.
Общество любомудров
Через год, в
ноябре 1823 года, Дмитрий Веневитинов сдал выпускные экзамены и вместе с князем
В.Ф. Одоевским создал кружок «Общество любомудров», где Одоевский стал
председателем, а Веневитинов секретарём. В кружок вошли бывшие товарищи по
университету: С. Шевырев, И. Киреевский, М. Погодин, А. Кошелев, Н. Рожалин и
др. Об этом кружке знал и А.С. Пушкин, для него это был совершенно новый тип
молодёжи – умеренные в политике, преданные кабинетным занятиям, привычные к
систематичному умозрению, серьёзные и молчаливые, они и в Москве заслужили
прозвище «архивных юношей», так как служили в Архиве министерства иностранных
дел.
В кружке
господствовала немецкая философия, но она была как бы отправным моментом для
создания собственной отечественной философской мысли. Ведь недаром из числа
любомудров вышли виднейшие в будущем представители славянофильства и теоретики
официальной народности. Весной 1824 года, на заседании кружка, Дмитрий Веневитинов
прочитал свой доклад: «Что написано пером, того не вырубишь топором», в
котором ставились цели и задачи перед русской интеллигенцией: «…по мере сил
своих и своих способностей содействовать благу общему в том круге, который
ему предназначен судьбою, - обязанность каждого мыслящего гражданина
определённо действовать для пользы народа, которому он принадлежит».
Дома, в Новоживотинном
С середины
августа 1824 года, проездом через Воронеж, Дмитрий Веневитинов почти в течение
месяца проживал в Новоживотинном. Воронеж представился ему городом, в котором
«смертельная скука свила себе гнездо», об этом он писал сестре Софье, а вот
Новоживотинное, напротив, было местом, где «…скоро забывались все
неприятности, здесь есть чем наслаждаться». Описывая в письмах к сестре окружавшую
его природу, Дмитрий сетует на то, что хотел написать в стихах, это было бы
уместно, но не хватает времени.
Но и без этого они полны неподдельной
любви и лиризма: «Скажу вам только, что с восхищением я вновь увидел Дон, и не
буду удивлен, если его волны станут для меня волнами Иппокрены». В другом письме
он пишет: «Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на
середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы
провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно,
как само счастье…». Чудные картины, окружавшие его, напоминали детство и вызывали
грусть: «Сады превратились в леса яблонь, вишнёвых и грушёвых деревьев разных
сортов, одним словом, природа тут по-прежнему прекрасна, она одна оправдала
мои ожидания, но совершенно не видно над нею работы и, говоря аллегорически,
искусство заснуло в объятиях лени».
Пребывание в Новоживотинном,
вероятно, было связано, в первую очередь, не с отдыхом, а с жалобами, поступавшими
от крестьян в Москву. В письмах матери, Анне Николаевне, он об этом прямо указывает:
«Вся наша рига полна крестьян, которые кричат один громче другого, имея на это
полную свободу, т.к. мы привыкли всех выслушивать, но никому не верить. Всюду
мы слышим жалобы, и почти все они после наших расследований подтверждаются. Мы
заняты с утра до вечера вымериванием зерна, сравниваем то, что мы сами
находим, с тем, что показано в счетах». При этом в письмах полное отсутствие
аристократизма: «Пишу вам, сидя на хлебной мере…», а попытка разобраться,
вникнуть в проблему, принять участие в судьбе простого человека, помочь: «Я
уговорил Д.И. ограничиться пока лишь пресечением злоупотреблений и увольнением
главных виновников этих злоупотреблений. Нужно спокойно соизмерять наказание с
проступками, к тому же слишком большая поспешность могла бы показаться
мстительностью, которая нам чужда».
Поэт, редактор, дипломат
…Вернувшись в Москву, Веневитинов
продолжал заниматься своими обычными делами, и лишь события конца декабря 1825
года, связанные с неудавшимся восстанием декабристов, послужили причиной
закрытия кружка любомудров. Это был период духовных переживаний. Будучи аристократом,
он знал многих декабристов лично, хотя не состоял ни в одном тайном обществе,
в какой-то степени ему были чужды идеи дворянского радикализма, он был сторонником
эволюционного развития страны, воспитания народа на положительном опыте человечества.
В 1826 году, вместе со своим
другом М.П. Погодиным, Веневитинов открывает литературно-художественный журнал
«Московский вестник», который стал как бы продолжением научно-философской
деятельности кружка любомудров. Будучи душою кружка, Дмитрий становится душою
нового журнала. А.С. Пушкин 12 декабря 1826 года на квартире у Д. Веневитинова
читал ещё не опубликованного «Бориса Годунова», песни о Степане Разине и
недавно написанное добавление к «Руслану и Людмиле» - «У лукоморья дуб
зелёный…». М. Погодин впоследствии вспоминал: «Какое действие произвело на всех
нас это чтение, передать невозможно».
Весь период с 1825 по 1827 год
являлся самым плодотворным в творчестве Дмитрия Веневитинова, в печати он выступает
как литературный критик, делает литературно-поэтические и философские переводы
с немецкого языка, пишет наиболее яркие стихотворения, ставшие образцами
русской философской лирики, в начале 1827 года начинает роман в прозе
«Владимир Паренский». Роман остался незаконченным, но, по мнению М. Погодина,
он должен был стать одним из значительных произведений русской прозы 20 годов
ХIХ века. Как бы предчувствуя скорый конец, Веневитинов много работает. В
конце 1826 года он переезжает из Москвы в Петербург, где поступает на
дипломатическую службу. Однако обычная простуда весной 1827 года прервала жизнь
замечательного поэта, которому все пророчили великое будущее. 15 марта в
возрасте 21 года Дмитрия Владимировича Веневитинова не стало. Похоронен он
был в Москве на кладбище Симонова монастыря. На смерть поэта откликнулась вся
просвещённая Россия, было принято решение издать все его произведения, ряд поэтов
посвятили ему свои стихи, среди которых и наш земляк А.В. Кольцов. написавший
«Вздох на могиле Веневитинова».
И ещё долгие годы друзья
вспоминали своего товарища. В 1867 году брат поэта А.В. Веневитинов писал М.П.
Погодину:
«Любезный друг, Михаил Петрович!
15 марта оставшиеся в живых
друзья покойного брата Дмитрия Владимировича собрались в сороковой раз в
церкви для совершения заупокойного служения и в тот же день обедали у меня. Мы
послали к вам, московским друзьям, телеграмму … Не знаю – доставлена ли она
вам все по принадлежности…»
Владимир РЯПОЛОВ.
Специально для газеты
«Голос Рамони» от 12 октября 2012
года
|