Корабли, построенные на Воронежской земле, отличались от
построенных на Балтийском море и в Архангельске роскошью и оригинальностью в
отделке. Это были настоящие произведения искусства. Каждый корабль имел имя и
девиз, исходя из которых разрабатывалась эмблема корабля, размещавшаяся на его
корме. Девизы и эмблемы воронежских кораблей царь утверждал лично. Документы
подтверждают, что для выбора девизов и эмблем кораблей зачастую использовались
зарубежные гербовники и эмблематические сборники. В 1705 г. по указу Петра в
Амстердаме была издана книга «Эмблемы и символы», которая впоследствии играла
основную роль при выборе символов и девизов кораблей.
В таблице приводятся некоторые примеры таких символов и
девизов.
Имена кораблей
| Девизы кораблей
| Эмблема
| Описание символа
| Аист
| Желал бы и всех их погубитью
| ![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/50923552.jpg)
| Аист, пожирающий змею
| Воронеж
| Со временем
| ![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/65180707.jpg)
| Три пальмы на трех горах.
| Виноградная ветвь
| После слез происходит плод.
| ![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/79719455.jpg)
| Виноградная лоза, источающая сокю
| Геркулес
| Безумное дерхновение
| ![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/89159589.jpg)
| Дитя, мечомугрожающееГеркулесуили с ним битьсяхотящее.
| Дельфин
| Ничего же без совета.
| ![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/54339008.jpg)
| Дельфин на якоре и весло.
| Единорог
| Пред очами гнев.
| ![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/36561935.jpg)
| Единорог.
| Рысь
| Победа любит прилежание
| Нет изображения
| Рысь с лавровою ветвью.
|
| Божия сила с нами
| ![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/95368410.jpg)
| Корона над крестом.
| | Сладость сокрыта под крепким.
| ![](http://istram.ucoz.ru/_pu/4/81508416.jpg)
| Белка, грызущия орехи
|
В таблице эмблемы представлены схематично. На самом же деле,
как свидетельствуют архивные материалы, эти рисунки, перед тем, как наносить их
на корму, были дополнены, доработаны и выглядели иначе. Так, например, корабль
«Старый дуб» имел эмблему после доработки, утвержденную Петром I, на которой
было изображено «...Восхождение солнца из-за горизонта под отрасль дуба с
подписанием "обновляет надежду". А корабль «Старый Орел» после
доработки рисунка имел уже эмблему Орла на дереве, собирающегося лететь. С
подписью «Не гласом, но делами». Эти резные картины на корме корабля были
композиционной доминантой, вокруг которых дополнительно производилась
богатая.резная работа по дереву, дополняющая фигурами
божеств и зверей из легенд и мифов. Так, к примеру, корма первого линейного
корабля России «Божие Предвидение» была
украшена скульптурными изображениями. Декор кормы имел центрическую
композицию, подчеркнутую в центре полукруглого гакоборта овальным щитом с
изображением коленопреклоненной фигуры апостола Петра. На фоне моря с кораблем
- летящий голубь с миртовой ветвью. Вокруг щита располагались резные фигуры
играющих Путти с дельфинами. Изогнутый кормовой балкон с балясинами в виде
кариатид органично переходил в штульцы, образуя как бы основание для четырех
амуров, поддерживающих кровлю. Кроме того, этот балкон украшали львиные маски.
А завершали композиционное решение кормы три фонаря, искусно выполненных
мастерами. Наряду с кормой так же богато украшались носовая и боковые части
корабля, а также палуба и каюты. На наш взгляд, в настоящее время собрано
достаточно материалов по Петровскому судостроению, чтобы восстановить облик
каждого корабля, построенного в период зарождения Военного флота й России. И
здесь судомоделистам, художникам предоставляется достаточно большой объем
работы, очень важный для отечественной истории. Хотелось бы в очередной юбилей
нашего Военно-Морского флота увидеть на книжных полках магазинов материалы по
истории развития флота Российского государства, а не других государств, как это
было при праздновании 300-летнего юбилея ВМФ.
В первое десятилетие XVIII века судостроение на верфях
Воронежского края активно продолжало совершенствоваться. На притоке реки
Воронеж речке Тавровка построено было Тавровское адмиралтейство, на верфях
которого уже в 1707 году закладывались корабли, среди них были и 80-пушечные.
Спустя два года на реке Осереде, впадающей в р. Дон, заложена была Новопавловская
верфь и адмиралтейство.
Корабли, фрегаты, шнявы, галеры и другие суда,
запланированные к постройке в 1710-1711 гг. в связи с обострившимися
отношениями с Турцией, к 1712 году в основном все были построены.
В эти годы Азовский флот, несмотря на трудности, был готов к
действиям против Турецкого. Так, в письме от 4 июля 1711г. командующий Азовским
флотом вице-адмирал К. Крюйс из Троицкого докладывал Петру I: «...Господин
Великий Адмирал (Ф. М. Апраксин. - Прим. авт.) как на морские, так
и на сухопутные дела доброе определение учинил, что с божию помощью в добром
состоянии обретаемся. Нежели неприятель охоту иметь будет к нам прибыть, мы
готовы его добро встретить... ».
С учетом проведенного ремонта кораблей в Азовском флоте в 1711 г. в боеготовом
состоянии находилось, не считая мелких судов, 30 вымпелов, в том числе 7
кораблей и 2 фрегата, и это несмотря на то, что планируемый перевод кораблей и
военных судов из Воронежа, Таврова и Устья в Азов не был осуществлен.
В кампанию же 1712 года Азовский флот готовился в 132
вымпела выступить против Турецкого. Для комплектования военных судов флота
планировалось набрать 20 060 человек, но в связи с подписанием мирного договора
между Россией и Турцией в морских сражениях этим судам участвовать не пришлось.
Так, государством был предпринят ряд мер для проведения
работ по консервации судов, оставшихся на верфях и базах Воронежского края. 20
июня 1712 года Петр I издал Указ о заготовке 19 500 лубов на крышки для
кораблей, шняв, галер и других плавсредств. Как гласил документ: «...дабы не
упустить удобного времени сохранить от ветхости труды и интерес
царского величества...».
Ответственными за работы назначены были мастера Иван Немцов
и Макей Черкасов. Корабли и суда были в установленные сроки законсервированы. И
еще многие годы стояли на южных рубежах государства, готовые в любой момент
после расконсервации по сигналу пойти в бой для выполнения свойственных им
задач.
Несмотря на отдельные неудачи первая четверть XVIII века для
России была ознаменована блестящими победами русского оружия и дипломатии.
Россия получила желаемый выход в Балтийское море. Доля участия людского и
промышленного потенциала Воронежского края в достижении этих побед была
значительна.
В. И. Расторгуев
«Воронеж – Родина Русского ВМФ»
Воронеж 2002 г. |