Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 952

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Понедельник, 20.05.2024, 19:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Карачун

Голубая глина в центре России

В книге «Рамонь» крае­вед Николай Владимирович  Ильинский сообщает: «Широко известные карачунские гончарные глины служили в прошлом, сырьем для кустарного промысла». И прямо в автобусе, маршрут которого проходит в полуто­ра километрах от Карачуна, мы узнаем, что редкий чело­век - в этом селе не был до недавнего времени причастен к старинному ремеслу.

- Гончарным делом у нас чуть ли не все занимались: Лямзины поголовно и Куз­нецовы, и Бобрешовы, н часть Столяровых,     Холодковы еще. А вот Красняков Анд­рей Григорьевич и брат его валенцы валяли. Тоже доб­рую работу делали. Да и как иначе, село-то ремесленное. В грязь рукомеслом отцов и дедов ударить ни перед по­купателем, ни перед соседями никто не стремился, - объ­яснил нам одни из попутчиков.

За огородами на крутоярье в лопухах показали нам ста­рые гончары несколько заби­тых сором ям - прежние горны, в которых велся обжиг изделий из знатных карачунскнх, особых, голубых глин. Вилы-тройчатки, смахнув су­хую траву и другую ветошь, со скрежетом уткнулись в панцирь из черепков, украв­ших и сами печи и место во­круг них.


- Из посуды на кухне толь­ко ложки не из глины раньше были, - говорит Евдокия Григорьевна Кузнецова. - Посейчас старыми горшками-то пользуюсь. Два крупных в хозяйстве еще есть. Годов по сорок с гаком им, а все целехонькие. Квас в них ува­рить - добро как. Засолить ли чего - лучше посуды и не придумаешь. Вот, к примеру, в корчажке молоко прожаришь, - куда как духовитее получалось нынешнего-то, кото­рое из банок стеклянных. И что говорить про готовку, - еда из горшка намного вкус­нее, чем из любой нынешней посуды. Мне семьдесят три года стукнуло, дюже давнее не помню, а сказывают, тогда посуду-то еще воздушнее де­лали, тоньше. И все из-за глины. Докапывались-тo до нее не зря, видать. Иногда в три-четыре порога выбрасы­вали наверх. Яму на огоро­де-обочнут - и пошли копать. Как и сейчас, колодцы бьют. Яма под голубую глину глуб­же иного колодца - метров десять-двенадцать.. Копали зимой. Яма от холода прочнее. Да и глину непременно надо было проморозить.

Вы­бросят ее наверх, водой ока­тят. Смерзнется глина, отлежится. Уже после ее только в избу и заносят. В избе ее горячей водой ошпаришь, оттаишь, переберешь pуками и начинаешь топтать. Песок на пол подсыпали, чтобы глина к полу не приставала. Били глину пятками. Говорят, пос­ле войны уже в воронежской артели карачунский способ перенимали, - глину до со­рока раз пятками перебива­ли. И называли ее уже шу­тейно  «сорокапяточной».

Посуду сельских мас­теров знали и отлича­ли в лучшую сторону в Задонеке и Усмани, Воронеже и Липецке. Села вок­руг все пользовались только их горшками, плошками, квасникамя, кувшинами, махотками.

- В
карачунских белова­тых и голубых пластах залегают зрелые глины, - объ­ясняет художник Рамонской фабрики, художественной ке­рамики Сергей Евгеньевич Муравьев. - Что надоумило ремесленников-гончаров копнуть землю так глубоко, сказать трудно.  Скорее всего освоение    голубых глин началось с открытых выходов пластов в речных обрывах. В дальней­шем же уникальный гончар­ный материал сам подсказы­вал лучшие технологичес­кие приемы при работе с ним. Глине давали промерз­нуть, отлежаться. На поверх­ности она окислялась, станови­лась тем материалом, который современный гончар лишь мечтает положить на свой круг. Спекаемость голубой глины удивительная, при ее обжиге черепок получается плотным, твердым. И его можно сме­ло ставить на открытый огонь. Для большей же плот­ности и крепости старые ка­рачуиские мастера ввели в гончарную культуру. и окис­лительно - восстановительный обжиг. Руководило ими в этом точное знание или на­итие, сказать трудно. Но ценнейшая разновидность глин - голубая - проходила тот технологический цикл, кото­рый раскрывал все ее возмож­ности. И делал это с глиной простой русский крестьянин по призванию и гончар по нужде.

Идем селом к гончарной
мастерской. К «артели», как издавна зовут здесь приземистое здание, приютив­шее нескольких старых мас­теров с их единственным и последним в округе горном для обжига. Идем к Василию Ивановичу Лямзину. Имя его попало в книжку, автор кото­рой как-то попросил его из­готовить несколько игрушек из глины. Посейчас к масте­ру идут письма. Из Молдавии, с Урала, из Москвы, Алапаевска, Ленинграда просят прислать игрушки.

- Вот они просят прислать игрушки, а я ведь им и не отвечаю, - с горечью говорит мастер. - Если б я занимал­ся этим - другое дело. А так, что скажу людям. Не ответил Василий Ивано­вич и на приглашение Загор­ского государственного историко-художественного музея - заповедннка принять участие в выставке современной ке­рамики, «выполненной за последние десять лет». За это время мастер изготовил на гончарном круге    около полумиллиона изделий. Но их не пошлешь ни в подарок, ни на выставку: почти все эти изделия - цветочные горшки с дырочкой в донце, чтобы вода   не   застаивалась.


- Правда, вода в нынешнем черепке и без дырочки такой не застоится, - улыбается мастер, - пеклика и после обжига что твое ре­шето. Материал-то этот из-под ног берут. Сдвинут бульдозером слой чернозема - и вот она, пеклика. Слабая гли­на. Навоз. Старые -то мас­тера ее в руки не брали, чего свои труды «а ветер пускать. Мастера-то в Карачуне были! Да где они теперь. Пус­туют их дома. Возьми, к примеру, хоть этот конец нашего села. Вот у артели наш дом еще теплица. Рядом на косо­горе из шести домов только к двум тропка зимой по снегу пробита. Вот ведь как круто время заворачивает карачунскую судьбу.


В письме - приглашении к выставке написано: «Очень понравились Ваши работы, выставленные в музее при­кладного искусства». Василий Иванович работ своих в музей не передавал. За пару часов выполнил просьбу сто­личного гостя «сделать что-нибудь по-старому». И снова принялся тянуть на круге цве­точные горшки из пеклнки. Несколько часов проработал мастер «как раньше», а вот уже Всесоюзное агентство по авторским правам готово за­щищать его творческие интересы внутри страны и за ее пределами, а музей просит указать стоимость изделий, «изготовленных за последние 10 ле».


- В Карачуне, сколько я не вспоминал. - для выставки глину никто не мял, - гово­рит мастер. - А для обихода и хозяйства товар самый раз­ный готовили. Думаю, что, для музея или выставки, если уж такая нужда приспела, игруш­ку или поделку какую народ­ную брать нужно не от мас­тера, а от людей, которым эти вещи подошли в хозяйстве или в жизни. Так, вроде бы, честнее будет. Так ай нет? - по-птичьи завалив голову на плечо, спрашивает мастер. И отвечает: - Честнее, чест­нее. Нынче-то я - автор цве­точного горшка. Тут из города один парень приезжал учить­ся у нас. За пару дней горш­ки цветочные тянуть научился. Говорят, такие же сейчас де­лает. А в Рамоня автомат есть - горшки эти же. только гла­же, по полтыщи за смену то­чит.


Форма большинства ста­
рых карачунских посудин, - говорит Сергей Муравьев, - име­ет такой совершенный, закон­ченный вид, что какая-либо дальнейшая художественная доводка и их современное переосмысливание, уверен, ниче­го им, кроме вреда, не даст. В народе ведь живет не только изустная, но и обществен­ная, если так можно сказать, сказка. Мне иногда кажется, что ремесла да промыслы  - живая, непрерывающаяся связь, коллективная память народа. И выпади любое зве­но в этой деле - невоспол­нимая утрата. Тем более, если звено это такое, каким жил недавний Карачун.


Мастеров в «артели» работает трое. Все Лямзины. Двоим из них в этом году уходить на. пенсию. В разную пору в «ар­тель» приходили их сыновья Владимир, Сергей, Юрий. Вик­тор, Садились за гончарный круг. Двое из. них сейчас жи­вут и работают в Воронеже, двое стали механизаторами в учебно-опытном хозяйстве Во­ронежского, СХИ, угодья которого лежат вокруг Карачу­на. Об уходе Виктора жале­ют все три «артельщика» - у парня была тяга к ремеслу и задатки незаурядного мастера.

- Работа ему нравилась, а вот как кто в «артель» со сто­роны заглянет, он из-за гон­чарного круга встанет - и от чужих глаз подальше. Стес­нялся видно работы нашей, - говорит его отец Василий Михайлович. Да оно и, конеч­но, дело наше незавидное - избенка приземистая, глина тому, кто во вкус полный еще. не вошел, - та же грязь. За­работки невысокие.
А ведь все на своих горбах ворочаем: глину мерзлую ломами ко­лупаем, дрова заготавливаем в лесхозе, колуны да клинья в сенках - тоже наш рабо­чий инструмент. Им чурки на поленья распускаем. Сами и обжиг ведем в последнем каргчунском  горне.

Рамоиская фабрика художе­ственной керамики, изделия которой, как сказано в книж­ке, «известны далеко эа пре­делами района и области», своим рождением обязана именно карачунскому промыс­лу и местным глинам. Сегод­ня на фабрике работает 240 человек. И в своем кабинете, показывая фабричные гладенькие, цветастые образцы, ди­ректор Дмитрий Митрофанович Сафонов не без гордости восклицает: - Вот как расцвел промысел!

Нет не торопитееь .столкнуть
с души камень беспокойства за народный промысел. Чуть позднее главный художник фабрики скажет: - Мы знакомились с тради­циями промыслов не для того, чтобъг их повторять, а наоборот, чтобы не повториться.

И, к сожалению, замысел. свой организаторы  производ­ства рамонской керамики исполнили до конца. Не повто­рились. Вместо голубой гли­ны исконного промысла в ход пошла пекликэ: - слабая подпочвенная незрелая глина; вместо сработанного на гон­чарном круге черепка, обжиг которого навсегда вбирает в себя трепетное тепло пальцев мастера, .на фабрике стали использовать безликое литье: в гипсовые формы: вместо вос­становительного обжига и за­дымления слабую и пористую - керамику залили глазурями и   зарисовали   ангобами.


На художественных выстав­ках и смотрах образцов рамон
скую «керамику узнают, и от­мечают за своеобразные росписи. Но тому, кто считает фабричные успехи за новый взлет гончарного народного промысла, нужно осознать одно - дороги : производства и карачунского ремесла. Давно, уже разошлись. И сегодня Карачун нуждается в понимании и поддержки. Сейчас «артель» - место, где мастерам дают возможность дотянуть до пенсии. Недавно в мастерской, поставили старую глиномялку. Работать стало легче, но ра­дости v мастеров не прибави­лось. Пока они работают в «артели», которая является цехом фабрики, есть еще ка­кая-то надежда на возрож­дение промысла. И, думается, именно фабрика должна пер­вой протянуть руку, народно­му промыслу. Хотя бы в знак благодарности за .свое рож­дение.

Руководитель     учебно-опыт­ного   хозяйства   Воронежского СХИ Николай  Васильевич Болгов   сказал при встрече: ~ Есть данные, что число жителей в Карачуне доходит до чуть - ли не до трех с по­ловиной тысяч. Сегодня у нас в хозяйстве из этого села ра­ботает восемнадцать механи­заторов, пятьдесят животно­водов, восемьдесять разнора­бочих. Меня это не может не беспокоить ни как хозяйствен­ника, ни как человека, увидевшего пришедшее в упадок старинное человеческое гнез­до. Сруб двухквартирного дома в селе видели? В этом году закончим его отделку. Жилья в пустующем селе много, но мы решились на новый дом, чтобы показать карачунцам, что администрация верит в перспективу их села. Но жилье для Карачуна - не самое главное сейчас. Главное - дорога. Будем, вес­ти ее туда от автострады. Думаю в отличных, школьных мастерских карачунской шко­лы можно было бы проводить и обучение гончарному ремес­лу. Завтра же загляну и в «артель», и в школу. Полу­чить, какой-либо доход в кас­су хозяйства от промысла за­манчиво, лестно увидеть где нибудь на выставке изделия карачунских мастеров, но про­должить ремесло отцов и де­дов, сохранить память о них - наиважнейшее дело в жизни.


В самой. Рамони и ее окру­ге есть что посмотреть гостю. И хочется верить, что в самое ближайшее время здесь же удастся увидеть и купить дивный звонкий горшок или олень-свистульку. И, думает­ся, ничего зазорного не будет в том, если: к каждому изде­лию возрожденного карачунского промысла вместе с товарным ярлыком прилагать небольшой листок бумаги с коротеньким рассказом о са­мом промысле и парой рецептов из русской кухни для  блюд, запекаемых в горшочках. И пусть, ставя смело зреть такое блюдо в карачунском черепке на открытый огонь, где-то скажут: «Вот знатный горшок из центра России».

В. СИТНИКОВ
«Молодой Коммунар» от 6.11.1986 г.
Категория: Карачун | Добавил: istram (13.03.2010)
Просмотров: 3544 | Рейтинг: 5.0/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024