Ф. М. Апраксин |
1700 год. Очередное путешествие Петра I в Воронеж началось 18 февраля 1700-года. Для молодого царя (ему шел двадцать восьмой год) поездки эти вошли к тому времени в привычку. Перед отъездом из Москвы Петр подписал ряд важных государственных указов и назначений. Для нас наибольший интерес представляет указ об учреждении "Адмиралтейского приказа" - своего рода военно-морского министерства России. Его начальником в чине «адмиралтейца» назначался Федор Апраксин - один из ближайших помощников Петра I. Выполнять служебные обязанности «адмиралтейцу» Апраксину надлежало в Воронеже, где с 1698 года находилось Адмиралтейство, или "Адмиралтейский двор". Ф.Апраксин являлся близким царским родственником: его сестра Марфа Матвеевна была "вдовствующей царицей", женой умершего Федора Алексеевича - старшего брата Петра.
Указ Апраксину зачитал 25 февраля по обычаю того времени боярин Стрешнев. Историк прошлого века Н. Устрялов нашел в архиве и опубликовал почтительный ответ Апраксина Петру I, посланный в Воронеж. |
"По соизволению твоему, премилостивейшего моего государя, указ о принятии адмиралтейских дел слушал и исполнять по воле твоей, государевой, то дело готов. Полагаюсь во всем на твою, государеву, волю. С сего означенного числа неделю спустя к тебе, государю, поеду. Раб твой государский Ф.А. покорно челом бью".
С учреждением Адмиралтейского приказа закончился период "кумпанского кораблестроения" в Воронеже, строительство боевых кораблей стало полностью делом государственным. А начальник Адмиралтейского приказа Апраксин вскоре стал осуществлять в Воронеже всю военную и гражданскую власть. Его работа продолжалась несколько лет и была, как мы увидим далее, весьма плодотворной.
* * *
Петр I приехал в Воронеж 21 февраля и жил в нашем городе в 1700 году целых восемьдесят дней. Формальной целью поездки царя был торжественный спуск на воду многопушечного корабля, построенного по чертежам самого государя. Корабль имел два названия: "Предестинация" и "Божье Предвидение"; в документах встречаются оба. Фактически Петр занимался в Воронеже важными государственными делами, связанные в первую очередь с подготовкой России к войне со Швецией и осуществлением реформ в стране.
Анализ документов не оставляет сомнений: в 1700 году, в отличие от предыдущих лет, кораблестроение уже не является главным делом Петра. Петр не был еще императором, этот титул, наряду с эпитетом "Великий", он официально получил позже, после победы России над Швецией в Северной войне в 1721 году. |
Корабль "Предестинация". Построен в Воронеже по чертежам Петра I. Спущен на воду 27 апреля 1700 года. |
Но и в 1700 году в Воронеже жил и работал уже в полном смысле слова ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ - умный, сильный и уверенный руководитель великой 'Российской державы. Петр по-прежнему интересуется воронежскими кораблями, уделяет им время и внимание, но только так, чтобы от этого не страдали другие, не менее важные государственные дела. Петр - стремителен и энергичен, он успевает ВСЮДУ.
Для участия в торжественной церемонии спуска на воду корабля, "им самим построенного" (Петр подчеркивает это!), царь вызывает в Воронеж своего десятилетнего сына - царевича Алексея, сестру - царевну Наталию, многих 5ояр. приглашает иностранных дипломатов.
Как свидетельствуют документы, весна в Воронеже в 1700 году была холодной и малоснежной. Торжественный спуск на воду "Предестинации", намеченный сначала на вербное воскресение - 24 марта 1700 года, пришлось отложить "из-за малой воды". Он состоялся только 27 апреля. Все очевидцы дают исключительно высокую оценку кораблю, но сам Петр, скромен. В одном из писем он пишет: "Корабль же, Божие Предвидение именованный, какой есть пропорции, крепости и удобства, нам писать и рассуждать не возможно, понеже нашего есть размера и труда". Все же Петр приказал принятому на русскую службу голландскому художнику Шхонбеку зарисовать "Предестинацию" и сделать по рисунку гравюру.
Вот три документа эпистолярного характера, в которых говорится о новом корабле. Из донесения голландского дипломата Ван-дер-Гульста в Амстердам: "Будучи на Воронеже, мы там видели спуск корабля, для чего сие путешествие единственно туда было предпринято. Корабль сей весьма красивый, был сооружен его царским величеством и русскими работниками без содействия иностранных мастеров". Из письма датского посланника Поля Гейнса в Копенгаген: "Понимающие в судостроении единогласно признали его шедевром". Из письма боярина Федора Головина украинскому гетману Ивану Мазепе: "О корабле, сделанном от произволения монарха нашего, извествую: есть изрядного художества, что зело размером добрым состроенный, что с немалым удивлением от английских и голландских есть мастеров, которые уже от многих лет сие искусство употребляют, и при нас спущен на воду".
Кроме "Предестинации", на воду весной 1700 года было спущено еще несколько кораблей. Среди них выделялся корабль под названием "Черепаха", построенный английским мастером Джозефом Наем.
* * *
Но все же не спуск новых кораблей в реку Воронеж был главной заботой Петра весной 1700 года.
К тому времени сложился военный союз трех держав: России, Дании и Польши, направленный против Швеции. Но до начала войны со Швецией, России нужно было обязательно заключить мирный договор с Турцией, чтобы не воевать на Два фронта. Находясь в Воронеже весной 1700 года, Петр с нетерпением ждал вестей от русского посла Емельяна Украинцева, который вел переговоры с туркам и слал послу дополнительные распоряжения и указания.
Занятый большими государственными делами, Петр нашел время и для решения чисто воронежских проблем. К 1700 году относится распоряжение царя об упразднении Успенского мужского монастыря в Воронеже и переводе успенских монахов в Акатов монастырь. Причиной ликвидации Успенского монастыря было соседство его с адмиралтейством, с корабельной верфью. Монастырь, попросту говоря, мешал строительству кораблей, и Петр это понимал лучше кого-либо другого. Одновременно с территории, примыкавшей к корабельной верфи, началось переселение воронежских жителей на свободные земли к Акатову монастырю (в район современных улиц Сакко и Ванцетти, Освобождение Труда, Достоевского, Вайцеховского, Цюрупы, Пролетарской. Каляева), эти места стали быстро застраиваться.
![](http://istram.ucoz.ru/_pu/3/s35666664.jpg)
В свете петровского указа 1700 года особо следует сказать о каменной Успенской церкви, существующей поныне, о той самой церкви - памятнике нашей истории и культуры, на защиту которой поднялись сейчас воронежцы. Упраздненный Петром Успенский монастырь на берегу реки существовал в Воронеже сто лет, первое упоминание о нем в документах датируется 1600 годом. Все монастырские постройки долгое время были деревянными, часто страдали от пожаров. Документы, в частности, сообщают о большом пожаре в июне 1680 года, в котором сгорела '"теплая церковь" и другие монастырские строения. Сгоревшие постройки быстро восстанавливались - монастырь был богат, но продолжали оставаться деревянными.
С упразднением Успенского монастыря в 1700 году бывшая монастырская церковь становится главной "корабельной церковью" Воронежа, ее начинают называть Адмиралтейской. В ней проходят торжественные "освящения" вновь построенных боевых кораблей, в 1700 году - "Предестинации", "Черепахи": и ней бывает Петр I. руководители российского правительства петровской эпохи.
Успенская церковь на берегу р. Воронеж
До сих пор не вполне ясен вопрос о точной дате постройки пятиглавой каменной Успенскои церкви, существующей поныне. Первый воронежский ученый - историк Е. Болховитинов говорил о времени постройки каменной Успенской церкви лишь приблизительно, относил ее к концу XVII века. Дореволюционный священник Лукин - автор исторического очерка о здании Успенской церкви - предложил свою дату, 1694 год.
Поскольку письменные документы о строительстве церкви пока не найдены, приходится ориентироваться главным образом на источники изобразительного характера - рисунки. Для конца XVII - начала XVIII века таких рисунков известно два. Первый относится к 1694 году, он заверен тогдашним игуменом воронежского Успенского монастыря Титом. Церковь Успенского монастыря на нем показана трехглавой. Однозначно определить по рисунку, была ли тогда церковь каменной или деревянной, нельзя. Второй, широко известный рисунок был сделан в 1703 году голландским художником Корнелием де Бруином. На нем Успенская, вернее - уже Адмиралтейская, церковь показана такой же трехкупольной, как на рисунке 1694 года, явно - деревянной. Думаю, что существующая ныне каменная пятиглавая церковь была построена после 1703 года, возможно - в 1705 году. Для окончательного выяснения точной даты сооружения каменной Успенской, или Адмиралтейской, церкви необходимы новые архивные поиски и находки. Факт же ее возведения в петровскую эпоху в целом не вызывает сомнений, а само здание является замечательным памятником истории России.
По документам прослеживаются контакты Петра I в 1700 году с воронежским епископом Митрофаном. Епископ полностью поддерживал деятельность царя в Воронеже, требовал этого и от подчиненного ему духовенства. В 1700 году Митрофан передал из церковной казны в государственную четыре тысячи рублей для выплаты жалованья матросам и корабельным мастерам, за что получил благодарность Петра.
* * *
11 мая 1700 года Петр уехал из Воронежа в Москву. Переписка монарха за время пребывания его в Воронеже весной 1700 года опубликована более ста лет назад в первой книге многотомного издания "Письма и бумаги императора Петра Великого". Как разнообразна эта переписка, как многопланова! Здесь и важнейшие вопросы международных отношений России. войны и мира, и кораблестроение в Воронеже, и подготовка церковной реформы, и управление Преображенским полком, и мелкие вопросы домашнего хозяйства... Первая книга "Писем и бумаг" имеется в воронежских библиотеках, в том числе - и в нашей "Никитинке". Если у читателей "Воронежского курьера" найдется возможность, очень советую ознакомиться с этой книгой, почитать текст петровских писем из Воронежа того времени, "когда Россия молодая мужала с гением Петра".
В. Загоровский
Профессор Воронежского университета
|