И куда ведет дорога
Средь синеющих столбов?
Что там слышно возле бога.
Возле ржавых куполов.
А. Жигулин
Дорога «серой лентой вьется» в старинное село Карачун. Проезжаем Борки, Лопатки, Прудскую... Июнь. Палит яркое и жаркое солнце. Сушь. Из-за перенасыщенности воздуха светом природные краски сгущены: иссиня-зеленый лес, белоснежные облака и асфальт мокрого цвета. Не прошло и полчаса, как автомобиль довез нас до места.
ИЗ ДАЛЕКОЙ ИСТОРИИ
Название села имеет несколько версий. В. Даль в «Словаре старорусского языка» толкует «карачун», как слово. обозначающее гибель, смерть, место, связанное в прошлом с трагическим событием. Примерно такое же значение находим в «Словаре русского языка» В. Ожегова - «карачун пришел» (прост.) - смерть, погибель пришла, умер. В «Этимологическом справочнике» (1972 г.) дается следующее значение: слово «карачун» образовано от понятия нога, шаг и означает последний шаг, внезапную смерть. Существует версия, связанная с гончарным промыслом. Однако историк В. А. Прохоров и рамонский краевед Н. В. Ильинский считают, что слово «карачун» тюркского происхождения. Первая его часть «кара» означает «черный», вторая - неясна.
В исторических документах это село впервые упоминается в «Дозорной книге» 1615 года. Бугры, леса, обрывы были естественным укрытием для монахов, обосновавшихся там в древности. Они построили Богородецко-Карачунский мужской монастырь. Жители строили себе дома, изготавливали орудия труда, утварь, одежду. А вскоре нашли в окрестностях глину и завертелись гончарные круги. Огонь обжигал горшки и кувшины. Так зародился промысел.
При монастыре были две церкви - Сретенская «древена», верх шатром и Никольская, тоже деревянная. Обе церкви - «строение игумена Никона». Перед въездными воротами находилась башня с вестовым колоколом. Монахов было не более десяти человек. Монастырь владел пахотными угодиями, тянувшимися до урочища Кривоборье. Кроме того - хоромным и дровяным лесом вместе с жителями деревень Прудская, Пекшево, Глушицы. Когда звонил колокол, извещая о набегах татар, люди прятались в монастыре. Игумена Никона сменил Ворсонафий - жадный и жестокий правитель. В 1623 году двадцать семь семей сбежало из села. В то время сгорела Никольская церковь - «то ли татары подожгли, то ли сами карачунцы мстили Ворсонафию».
В 1659 году монастырь и село были разорены крымскими татарами. Всех посекли, а иных «побрали в полон». Затем крестьяне вновь поселились там. В 1764 году Карачунский монастырь был упразднен. В селе сохранились остатки каменной церкви, построенной позже. Местные жители называют ее Владимирской.
В конце XVIII столетия Карачун вошел в состав Сенновской волости Задонского уезда Воронежской губернии. К концу следующего столетия население насчитывало до 1700 человек.
ГОДЫ И ЛЮДИ
До революции в Карачуне родился Иван Яковлевич Столяров - будущий литератор, автор «Записок русского крестьянина». Вместе с отцом в базарные дни возил глиняный товар. Родители хотели отдать его в певческую школу при Воронежском Митрофановском монастыре, но мальчика не приняли. Он поступил в сельскохозяйственное училище. Известно, что, повзрослев, он участвовал в революционном кружке, его арестовывали, сидел в Саратовской тюрьме, боролся против сторонников черносотенного движения. Был арестован, но бежал в Петербург, а затем в Финляндию. Учился в Сорбонне, Тулузе, где получил диплом инженера-агронома.
Десять лет спустя, в 1916 году, Столяров приехал в Россию. Побывал в Карачуне: отец умер, мать осталась одна. До 1928 года он жил в России, а потом с семьей снова вернулся во Францию. Служил сотрудником, а затем редактором «Сельскохозяйственного журнала». В «Записках» он рассказывает о своем деревенском детстве и отрочестве. Они опубликованы во Франции и частично в России.
В районе бывшего монастыря находился деревянный поповский дом, - рассказывал бывший директор школы Василий Федорович, - в нем когда-то размещалась церковноприходская школа, а потом начальная. В 1914 году в центре села, в двадцати метрах от церкви, началось строительство кирпичной школы. Однако первая мировая война помешала ее достроить. Свои двери она распахнула только в 1928 году. Ее возглавил Федор Павлович Кретинин. Там же работала его жена - Серафима Михайловна - старательная и примерная учительница. Требования к обучению были высокие. В 1936 году был укомплектован пятый класс. С той поры Карачунская школа стала семилетней. Возглавил ее Григорий Дмитриевич Штанько. Первый выпуск состоялся в 1939 году. В числе выпускников - М. А. Лямзин, Е. Г. Лямзин, В. М. Лямзин и другие. (Лямзины -фамилия карачунская). Число обучающихся менялось. Если в 1947 году только в первый класс поступило 52 человека, а в 5-7 классах учились по 7-8 человек, то в 1957-м в 1-4 классах обучались 77 человек, а в 5-7 - по 26-27 человек. Самое большое количество учащихся приходится на 1967/68 учебный год - 335 человек, 34 из которых получили полное среднее образование.
В 20-х годах в Карачуне находилась мельница, принадлежавшая Лямзиным, куда стекались обозы со всей округн. Ехали с других сел через мост, который «держали» Холодковы. Сыновья Капитона Павловича Холодкова Стефан. Тимофей, Петр, Андрей, Кузьма исправно помогали отцу. В годы раскулачивания глава семьи умер. Сын Кузьма десять лет отсидел в заключении, потом вернулся на родину. Построил дом и работал в колхозе скотником. Остальные дети погибли и умерли в разных местах.
В 30-м году в Карачуне был организован колхоз «Труд». Люди трудились, строили новую жизнь. Когда грянула Великая Отечественная война, мужчины ушли на фронт. В 1942 году жители эвакуировались в села Усманского района. В школе разместили конюшню, а также сушили семена подсолнечника. Вид ее был неприглядный: стекла выбиты, полы выломаны, оконные проемы заложены кирпичом. В церкви хранилось продовольствие. В 1943 году жители вернулись из эвакуации. Начали восстанавливать хозяйство. В 1952 году несколько окрестных колхозов объединили, создав единый колхоз - имени Ленина. Его возглавил Василий Алексеевич Сырых. К концу 1958 года хозяйство имело прибыль два миллиона рублей. В том же году колхоз присоединили к совхозу (учхозу) «Березовский».
В. А. Сырых запомнился сельчанам как рачительный хозяин, умелый руководитель. При нем в жизни села произошли многие изменения. Он купил омшаник в лесничестве, построил конюшню, разместив в ней до восьмидесяти голов лошадей, собрал телочек от лучших коров, заплатив крестьянам деньгами и кормом. Вскоре подросло хорошее стадо в двести дойных коров. Они давали по 2800 литров молока. Со временем поголовье возросло до четырехсот пятидесяти голов. Началось строительство кирпичного коровника, водокачки. Недалеко разместилась свиноферма. Выращивали свиней белой украинской породы. Рядом, в селе Пекшево, содержали отару овец до трехсот голов. Стабильно росли объемы продукции животноводства, растениеводства. Успехи колхоза отмечала районная газета «Сталинский призыв»: «Вторая полеводческая бригада колхоза имени Ленина в зимний период вывезла на поля 303 тонны навоза, собрала 93 ц. золы и 66 ц. куриного помета. Лучшее звено бригады (бригадир О. И. Холодкова) своевременно провело подкормку озимых на площади 30 га, вместо 10 по плану» и т. д.
Колхоз оснастили новой техникой: приобрели двигатель внутреннего сгорания и ветродвигатель. Установка их обеспечила электрическое оснащение всего общественного хозяйства колхоза, водоснабжение животноводческих ферм, дробление кормов для окота, а также механизацию колхозного тока.
Летом труженикам успешно помогали школьники. Пионеры обеспечивали тракторные отряды водой, пасли колхозных свиней. Ребята постарше помогали отвозить зерно от комбайнов. Их учили сеять озимые, учитывать урожай с делянок, готовить почву под зябь. В 1962 году они самостоятельно обработали 11 га сахарной свеклы. В 1974 году - убрали 35 га кормовой свеклы. В 1979 году ученическое производственное звено вырастило кормовую свеклу на площади 12 га в третьем отделении учхоза «Березовский», получив 200 ц кормов с гектара.
Совместно с учителем биологии и химии РСШ № 1 Н. В Буйленко в 1952 году школьники разбили и посадили 12 га колхозного сада. Для полива воду использовали из реки. В то же время был посажен школьный сад площадью 0,5 га.
Активно работал сельский клуб. На колхозные поля приезжали участники художественной самодеятельности. Так, в летние дни 1953 года сто двадцать колхозников посмотрели концерт коллектива Воронежского облпотребсоюза, а также концерт Рамонского Дома культуры.
В начале 60-х годов был создан совет клуба. Учительница Е. И. Рахманина руководила художественной самодеятельностью, библиотекарь Е. А. Юрьева отвечала за наглядную агитацию в клубе и на фермах, В. Ф. Яковлев занимался лекционной пропагандой.
Кроме концертов в клубе проходили тематические вечера. В 1960 году состоялся вечер чествования доярки Ф. С. Красняковой. Она надоила 3238 кг молока от коровы. К тому времени стаж ее работы насчитывал около тридцати лет. Был проведен «День урожая». В клубе организовали выставку достижений, на которой экспонировали зерновые, технические культуры, а также оформили фотовыставку передовых свекловичниц, комбайнеров, механизаторов, кукурузоводов.
В 50-е годы при Карачунском сельсовете открыли отделение связи. Был установлен коммутатор. Местный радиоузел передавал лекции для родителей, подготовленные учителями, концерты и т. п. Большой черный громкоговоритель висел в центре села на столбе.
«Когда-то в Карачуне был свой кирпичный завод, - продолжает Василий Федорович, - с кольцевой печыо. Из кирпича в селе выложены коровник, столовая, баня, частные дома и погреба. В 1967 году завод выдал 600 тысяч высококачественного кирпича.
В помещении нынешнего клуба размещался молочный завод. Молоко доставляли из близлежащих сел - Сенного, Глушиц, Князева, Лопаток. Была и своя колхозная пасека, на которой работали М. Я. Куксов и П. Г. Пилюгин. В сезон пчелы давали по несколько центнеров меда. Его выдавали на трудодни, использовали для общественного питания.
Василий Федорович Яковлев в селе человек авторитетный. Еще в 1960 году районная газета «Ленинский призыв» писала о нем: «Кто не знает в селе Карачуне и близлежащих селениях директора школы В. Ф. Яковлева. Его знает и стар н мал. И не только знают, но питают к этому скромному, заботливому человеку глубокое уважение и любовь. Характерной чертой Василия Федоровича является прежде всего честность, непримиримое отношение к недостаткам, вежливость, и что самое главное, умение найти подход к людям» и т. д. В. Ф. Яковлев - участник Великой Отечественной войны, трижды орденоносец: награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями. Более пятидесяти лет он работал в Карачунской школе учителем, директором, завучем. В конце 60-х годов он организовал вечернюю школу с профильным обучением по механизации, животноводству, полеводству. До обучения в Воронежском педагогическом институте он закончил Березовский сельскохозяйственный техникум. Учился у известного учителя-практика П. С. Кубарева. Знания пригодились. Об этой школе было рассказано на страницах сборника Министерства просвещения.
Старейший учитель района, пропагандист, сельский корреспондент, Василий Федорович Яковлев хорошо знал историю своего края и охотно делился воспоминаниями.
«НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ»
Всем известно, что Карачун - родина гончарного промысла. В советское время здесь расцвели таланты мастеров. Можно было войти почти в любой дом - и везде что-то изготовляли. Гончарное искусство по-настоящему жило корнями в народе. Особенно славилась гончарная посуда:
Я купила самовар
С белою полудою.
Знаменит наш Карачун
Глиняной посудою.
Н. Буйленко
Ассортимент ее был разнообразен: черепушка - чаша с дырочками предназначалась для картошки, махотка - для каши, макитра с ручками - для щей. Были горшки для сметаны, хранения сухофруктов и пшена, корчажки для молока. Продукцию сбывали прямо на месте, когда приходили купцы из соседних сел. Изделия завоевали популярность и на воскресных ярмарках в Воронеже, Задонске. Через Березовскую волость пролегал по селу проторенный путь, называемый карачунской дорогой (трактом).
Славились умением С. Ф. Холодков, Г. Д. Лямзнн, Г. Ф Верещагин, П. И. Кузнецов, М. В. Лямзин и другие. Но самая знаменитая семья Лямзиных. Более пятидесяти лет лепил из глины глава Василий Иванович.
|
Он начал работать в семнадцать лет в гончарной артели имени Коминтерна, организованной до Великой Отечественной войны. Василий Иванович был рядовым мастером, но в душе - художником. Были у него свои характерные приемы. В войну делал тазы для стирки белья, урывники. Позже - другие изделия. В день изготавливал по восемьдесят корчажек. Радовали глаза его изящные сувениры, миниатюрная посуда, куклы, свистульки. Работы экспонировались в музеях прикладного искусства в Горьком, Москве, Ленинграде. Учил ребятишек делать игрушки. |
Известная мастерица его жена - Елена Ивановна. Традиции старого мастерства унаследовала их дочь Наталья. В декабре 1998 года ушел из жизни хранитель секретов карачунской керамики Василий Иванович Лямзин. Оставшихся мастеров нетрудно сосчитать. Почти заглох древний промысел, хотя мог бы жить и радовать, ведь стоит Карачун, не перевелась глина - отчего бы не появиться новым мастерам?
Л. Образцова
«Дорогами краеведения» |