Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 954

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Суббота, 23.11.2024, 18:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Карачун

Торжества в Сенном
ет

Наша газета («Голос Рамони», № 81 от 30.10. 2012 г.) рассказала о том, что 27 октября в Сенном состоялось освящение возрождённого группой эн­тузиастов храма Михаила Архангела.

Любопытное совпадение: ровно 114 лет назад, в октябре 1898 года, в селе Сенное также прошли торжества, которые напрямую перекликаются с этим событием

О них и других важных ме­роприятиях деятельности церковно-приходского попечительства мы узнали из ста­тьи в «Воронежских епархи­альных ведомостях» (№ 4 от 15 февраля 1899 года) под на­званием «Торжества освяще­ния иконостаса при Архангельской церкви села Сенно­го Задонского уезда и годич­ный отчет Архангельского церковно-приходского Попе­чительства».


Так было



Так будет

Приводим её в изложении

«18 октября 1898 года в при­ходе Архангельской церкви села Сенного состоялось торже­ство освящения нового иконо­стаса и празднование годично­го существования Архангельско­го церковно-приходского Попе­чительства, устроившего новый иконостас на свои средства.

За две недели до дня осве­щения иконостаса Попечитель­ство известило прихожан о пред­стоящем торжестве и пригласи­ло принять в нём участие жите­лей соседних селений. Торжество освящения началось с вечера 17 октября совершением всенощного бдения, на котором присут­ствовало множество молящих­ся, прибывших, несмотря на не­благоприятную погоду, из сосед­них сёл. Стечение народа было так велико, что храм не мог вме­стить молящихся и многим из бо­гомольцев пришлось слушать богослужение вне храма – в цер­ковной ограде.

На следующий день в 9 ча­сов утра началось освящение иконостаса, которое совершено было священником села Конь-Колодезь отцом Андреем Ники­тиным, а в последовавшем за тем соборном служении литургии, кроме него, участвовали 6 священников сёл: Карачуна - Дми­трий Петров, Манина - Нико­лай Марковский, Излегоща - Ио­анн Писарев, Савицкого - Миха­ил Успенский, Горожанки - Сер­гей Матвеев и местный священ­ник Алексей Щербаков.

Торжественность соборно­го богослужения, стройное пе­ние местного хора и благолеп­ный вид сияющего золотом ико­ностаса благотворно действова­ли на молящихся и возбуждали в них чувства благоговения, уми­ления и духовной радости.

За литургией священником Щербаковым сказана была про­поведь, в которой он выяснил высокое значение храма, как дома Божия и места молитвы для христиан и благодарил при­хожан за их старания и усердие к украшению своего храма. В за­ключение проповеди препода­но было наставление о том, что тело и душа христианина есть также храм Святого Духа, а по­тому должно с великим старани­ем и усердием поддерживать чи­стоту душ и телес наших посред­ством таинств, поста, молитв, до­брых дел, и воздержания от дур­ных страстей и похотей лукавых.

После литургии совершено было благодарственное молеб­ствие Архангелу Михаилу, по­кровителю церкви и прихода села Сенного. В конце молебна провозглашены были многоле­тия: Государю Императору и все­му Царствующему дому, Святей­шему Синоду, Преосвященно­му Анастасию, Епископу Воро­нежскому и Задонскому, и всем благотворителям и украсителям храма сего.

Присутствующие в церкви священнослужители и почёт­ные гости приглашены были в дом священника для отдыха, чая и обеда, а богомольцам из при­шлого простого народа была предложена трапеза на церков­ной площади за оградой; обеда­ющих было около 1000 человек.

19 октября в здании Волост­ного правления состоялось за­седание Попечительства, на ко­тором читался отчёт о приходе и расходе денежных сумм за ис­текший год и намечались задачи, к достижению которых должна быть направлена деятельность Попечительства на будущее вре­мя. По прочтении отчёта Попе­чительство выразило всем жерт­вователям на украшение храма свою благодарность и надежду, что лепты, столь охотно уделяе­мые в пользу Попечительства в истекшем году, не оскудеют и в будущем, ибо они по-прежнему будут направлены на достиже­ние благих для жизни прихода целей.

Попечительство благодарило также и подрядчика иконостас­ных работ господина Иванова за его честное отношение к сво­им обязанностям, выдало ему по­хвальный отзыв о хорошем вы­полнении им, заказанного ему иконостаса Архангельской церк­ви, и положило ему награду в 200 рублей сверх установленной с ним в контракте платы.

Из годичного отчёта видно, что деятельность Попечитель­ства в истекшем году имела сво­ими задачами: украшение и бла­гоустройство Святого храма, приобретение нового колоко­ла весом в 72 пуда, организацию церковного хора, составленно­го из учеников местной земской школы под управлением реген­та, приглашённого на средства Попечительства, и помощь бед­нейшим семействам прихода. По мере возможности задачи эти выполнены.

На будущее время деятель­ность Попечительства выразит­ся в следующем направлении:

  • построение школьных зданий для Сенновской земской и Кня­зевской церковно-приходской школ: первая из них приютилась в церковной караулке, что весь­ма неудобно и для учащихся, и для прихожан, а вторая помеща­ется в наёмной деревенской хате, совсем не отвечающей своему назначению;
  • увеличение библиотек цер­ковной и школьной в виду их важного просветительного влияния на приход. Обе они имеют­ся, но по ограниченности сво­их средств могут удовлетворить только немногих. Попечитель­ство озаботится увеличением и поддержанием библиотек на столько, чтобы все грамотные люди могли получать из них по­лезные книги и брошюры;
  • приобретение фонаря и свето­вых картин к нему религиозно-нравственного содержания с объяснительным чтением их;
  • приведение кладбищ в надле­жащий порядок, для чего требу­ется огородить их вместо земля­ных насыпей, как это практику­ется теперь, более прочной кир­пичной или деревянной оградой и украсить их посадкой деревьев;
  • выплатить долги, состоящие за Попечительством: 300 рублей -московскому купцу Дмитрие­ву за сусальное золото, употре­блённое на золочение иконоста­са, и 500 рублей - воронежскому купцу Самофалову за новый ко­локол, приобретенного вместо разбившегося старого.

Задачи, намеченные Попечи­тельством, потребуют для вы­полнения своего значительные затраты денежных средств; одна­ко с помощью Божией и добрых людей Попечительство надеет­ся постепенно осуществить на­меченные цели. Всякое пожертвование от лиц, сочувствующих деятельности Попечительства в означенном направлении, будет принято им с чувством глубокой благодарности.

Присматриваясь к деятельно­сти Попечительства за истекший год, нельзя не отметить того уте­шительного факта, что Попечи­тельство учреждением своим не только способствовало удовлет­ворению неотложных нужд при­хода и церкви, но и внесло значи­тельное оживление в обществен­ную жизнь прихода, пробудив в ней интерес и деятельное сочув­ствие к достижению целей Попе­чительства. Поэтому нельзя не пожелать, чтобы юное учреж­дение это росло, развивалось и вполне привилось к народной жизни, оставляя в ней благие ре­зультаты своей деятельности, воодушевляя деятелей её – чле­нов Попечительства - на борь­бу с тёмными сторонами при­ходской жизни, отзываясь на её нужды и внося в неё свет и дея­тельную любовь».

Кстати, в 1864 году по ини­циативе Святейшего Синода был принят закон о создании при православных храмах церковно-приходских попечительств - с це­лью заботы о благоустройстве и хозяйственном благополучии приходских церквей, начальном обучении детей, а также бла­готворительной деятельности в рамках прихода. Имея статус благотворительных, а, по сути, и общественных организаций, по­печительства не могли иметь по­стоянной помощи со стороны го­сударства, поэтому главными ис­точниками дохода были: кру­жечный сбор, т.е. пожертвования в кружки, которые находились в церкви, или сбор по «сборным книгам» за пределами прихода.

Кроме этого, попечительства имели право просить пособий от казны, при этом иметь пра­во - ещё не значит их получать. Поэтому большинство средств составляли именно частные по­ступления деньгами. А по причи­не нехватки их принимались по­жертвования и одеждой, и про­дуктами, и материалами, кото­рые шли на ремонт храмов, строительство богаделен для преста­релых, больных и неспособных к труду, а так же ночлежек и боль­ниц. При всём этом деятельность попечительств казалась неза­метной и вялотекущей.

Ситуация резко изменилась в 1897 году. Причиной, побудив­шей к этому, стало бедствен­ное положение населения вслед­ствие неурожая этого года в не­которых губерниях централь­ной России. Поэтому главной за­ботой на первых порах деятельности попечительств станови­лось изыскание средств для по­мощи нуждающимся.

Это: закупка продуктов пи­тания, одежды многодетным се­мьям или семьям, оставшимся без кормильца; помощь в подго­товке детей к школе, их обеспе­чение учебниками и письменны­ми принадлежностями, органи­зация в школах бесплатных за­втраков и обедов.

Деятельность церковно-приходских попечительств пе­реставала быть заботой лишь духовенства, в его состав стало входить дворянство, купечество, мещанство и, конечно, крестьян­ство.

Некоторые церковно-приходские попечительства, по­мимо своего основного предназначения - помощи неиму­щим, начального обучения и поддержания церкви - стали ак­тивно заниматься религиозно-нравственным просвещением прихожан. Для этого попечи­тельствами создавались библи­отеки, выписываются брошю­ры и журналы. Такие, например, как: «Троицкие листки», «Сель­ский вестник», «Русское чтение», «Кормчий» и др.

Принимались меры к достой­ному провождению воскресных и праздничных дней, т.е. посещение храмов, а не разгул и пьянство.

Основной проблемой в дея­тельности попечительств оста­вался «медицинский вопрос» - оказание врачебной помощи в деревне. Однако недостаточ­ность средств не давала возмож­ности в полной мере заниматься врачебной, санитарной и ветери­нарной деятельностью.

Председателем церковно-приходского попечительства села Сенное был священник местного Архангельского храма отец Алек­сей Стефанович Щербаков.

Всё это - к вопросу о месте и роли православного духовен­ства в истории предреволюци­онного периода в России. Того духовенства, которое, спустя не­сколько лет, будет обвинено ли­беральной, так называемой, пе­редовой, прогрессивной прессой в «мракобесии», «черносотен­стве», «мироедстве» и других не­мыслимых грехах…

Владимир РЯПОЛОВ.

Специально для газеты «Голос Рамони» от 22 ноября 2012 года.

(При подготовке материа­ла использовано издание «Во­ронежские епархиальные ведо­мости», Воронеж. № 4 от 15 февраля 1899 года. С. 169-173.)

Категория: Карачун | Добавил: istram (23.11.2012)
Просмотров: 1264 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024