ет
Наша газета («Голос Рамони», № 81 от 30.10. 2012 г.) рассказала о том,
что 27 октября в Сенном состоялось освящение возрождённого группой энтузиастов
храма Михаила Архангела.
Любопытное совпадение: ровно 114 лет
назад, в октябре 1898 года, в селе Сенное также прошли торжества, которые
напрямую перекликаются с этим событием
О них и других важных мероприятиях деятельности
церковно-приходского попечительства мы узнали из статьи в «Воронежских епархиальных
ведомостях» (№ 4 от 15 февраля 1899 года) под названием «Торжества освящения
иконостаса при Архангельской церкви села Сенного Задонского уезда и годичный
отчет Архангельского церковно-приходского Попечительства».
Так было
|
|
Так будет
|
| Приводим её в изложении
«18 октября 1898 года в приходе Архангельской церкви
села Сенного состоялось торжество освящения нового иконостаса и празднование
годичного существования Архангельского церковно-приходского Попечительства,
устроившего новый иконостас на свои средства.
За две недели до дня освещения иконостаса Попечительство
известило прихожан о предстоящем торжестве и пригласило принять в нём участие
жителей соседних селений. Торжество освящения началось с вечера 17 октября
совершением всенощного бдения, на котором присутствовало множество молящихся,
прибывших, несмотря на неблагоприятную погоду, из соседних сёл. Стечение
народа было так велико, что храм не мог вместить молящихся и многим из богомольцев
пришлось слушать богослужение вне храма – в церковной ограде.
На следующий день в 9 часов утра началось освящение
иконостаса, которое совершено было священником села Конь-Колодезь отцом Андреем
Никитиным, а в последовавшем за тем соборном служении литургии, кроме него,
участвовали 6 священников сёл: Карачуна - Дмитрий Петров, Манина - Николай
Марковский, Излегоща - Иоанн Писарев, Савицкого - Михаил Успенский, Горожанки
- Сергей Матвеев и местный священник Алексей Щербаков.
Торжественность соборного богослужения, стройное пение
местного хора и благолепный вид сияющего золотом иконостаса благотворно
действовали на молящихся и возбуждали в них чувства благоговения, умиления и
духовной радости.
За литургией священником Щербаковым сказана была проповедь,
в которой он выяснил высокое значение храма, как дома Божия и места молитвы для
христиан и благодарил прихожан за их старания и усердие к украшению своего
храма. В заключение проповеди преподано было наставление о том, что тело и
душа христианина есть также храм Святого Духа, а потому должно с великим
старанием и усердием поддерживать чистоту душ и телес наших посредством
таинств, поста, молитв, добрых дел, и воздержания от дурных страстей и
похотей лукавых.
После литургии совершено было благодарственное молебствие
Архангелу Михаилу, покровителю церкви и прихода села Сенного. В конце молебна
провозглашены были многолетия: Государю Императору и всему Царствующему дому,
Святейшему Синоду, Преосвященному Анастасию, Епископу Воронежскому и
Задонскому, и всем благотворителям и украсителям храма сего.
Присутствующие в церкви священнослужители и почётные
гости приглашены были в дом священника для отдыха, чая и обеда, а богомольцам
из пришлого простого народа была предложена трапеза на церковной площади за
оградой; обедающих было около 1000 человек.
19 октября в здании Волостного правления состоялось
заседание Попечительства, на котором читался отчёт о приходе и расходе
денежных сумм за истекший год и намечались задачи, к достижению которых должна
быть направлена деятельность Попечительства на будущее время. По прочтении
отчёта Попечительство выразило всем жертвователям на украшение храма свою
благодарность и надежду, что лепты, столь охотно уделяемые в пользу
Попечительства в истекшем году, не оскудеют и в будущем, ибо они по-прежнему
будут направлены на достижение благих для жизни прихода целей.
Попечительство благодарило также и подрядчика
иконостасных работ господина Иванова за его честное отношение к своим
обязанностям, выдало ему похвальный отзыв о хорошем выполнении им,
заказанного ему иконостаса Архангельской церкви, и положило ему награду в 200
рублей сверх установленной с ним в контракте платы.
Из годичного отчёта видно, что деятельность
Попечительства в истекшем году имела своими задачами: украшение и благоустройство
Святого храма, приобретение нового колокола весом в 72 пуда, организацию
церковного хора, составленного из учеников местной земской школы под
управлением регента, приглашённого на средства Попечительства, и помощь беднейшим
семействам прихода. По мере возможности задачи эти выполнены.
На будущее время деятельность Попечительства выразится
в следующем направлении:
- построение
школьных зданий для Сенновской земской и Князевской церковно-приходской
школ: первая из них приютилась в церковной караулке, что весьма неудобно
и для учащихся, и для прихожан, а вторая помещается в наёмной деревенской
хате, совсем не отвечающей своему назначению;
- увеличение
библиотек церковной и школьной в виду их важного просветительного влияния
на приход. Обе они имеются, но по ограниченности своих средств могут удовлетворить
только немногих. Попечительство озаботится увеличением и поддержанием
библиотек на столько, чтобы все грамотные люди могли получать из них полезные
книги и брошюры;
- приобретение
фонаря и световых картин к нему религиозно-нравственного содержания с
объяснительным чтением их;
- приведение
кладбищ в надлежащий порядок, для чего требуется огородить их вместо
земляных насыпей, как это практикуется теперь, более прочной кирпичной
или деревянной оградой и украсить их посадкой деревьев;
- выплатить
долги, состоящие за Попечительством: 300 рублей -московскому купцу Дмитриеву
за сусальное золото, употреблённое на золочение иконостаса, и 500 рублей
- воронежскому купцу Самофалову за новый колокол, приобретенного вместо
разбившегося старого.
Задачи,
намеченные Попечительством, потребуют для выполнения своего значительные
затраты денежных средств; однако с помощью Божией и добрых людей
Попечительство надеется постепенно осуществить намеченные цели. Всякое пожертвование
от лиц, сочувствующих деятельности Попечительства в означенном направлении,
будет принято им с чувством глубокой благодарности.
Присматриваясь
к деятельности Попечительства за истекший год, нельзя не отметить того утешительного
факта, что Попечительство учреждением своим не только способствовало удовлетворению
неотложных нужд прихода и церкви, но и внесло значительное оживление в
общественную жизнь прихода, пробудив в ней интерес и деятельное сочувствие к
достижению целей Попечительства. Поэтому нельзя не пожелать, чтобы юное учреждение
это росло, развивалось и вполне привилось к народной жизни, оставляя в ней
благие результаты своей деятельности, воодушевляя деятелей её – членов
Попечительства - на борьбу с тёмными сторонами приходской жизни, отзываясь на
её нужды и внося в неё свет и деятельную любовь».
Кстати, в 1864 году по инициативе Святейшего Синода был принят
закон о создании при православных храмах церковно-приходских попечительств - с
целью заботы о благоустройстве и хозяйственном благополучии приходских церквей,
начальном обучении детей, а также благотворительной деятельности в рамках
прихода. Имея статус благотворительных, а, по сути, и общественных организаций,
попечительства не могли иметь постоянной помощи со стороны государства,
поэтому главными источниками дохода были: кружечный сбор, т.е. пожертвования
в кружки, которые находились в церкви, или сбор по «сборным книгам» за
пределами прихода.
Кроме
этого, попечительства имели право просить пособий от казны, при этом иметь право
- ещё не значит их получать. Поэтому большинство средств составляли именно
частные поступления деньгами. А по причине нехватки их принимались пожертвования
и одеждой, и продуктами, и материалами, которые шли на ремонт храмов, строительство
богаделен для престарелых, больных и неспособных к труду, а так же ночлежек и
больниц. При всём этом деятельность попечительств казалась незаметной и
вялотекущей.
Ситуация
резко изменилась в 1897 году. Причиной, побудившей к этому, стало бедственное
положение населения вследствие неурожая этого года в некоторых губерниях
центральной России. Поэтому главной заботой на первых порах деятельности
попечительств становилось изыскание средств для помощи нуждающимся.
Это:
закупка продуктов питания, одежды многодетным семьям или семьям, оставшимся
без кормильца; помощь в подготовке детей к школе, их обеспечение учебниками и
письменными принадлежностями, организация в школах бесплатных завтраков и
обедов.
Деятельность
церковно-приходских попечительств переставала быть заботой лишь духовенства, в
его состав стало входить дворянство, купечество, мещанство и, конечно, крестьянство.
Некоторые
церковно-приходские попечительства, помимо своего основного предназначения -
помощи неимущим, начального обучения и поддержания церкви - стали активно
заниматься религиозно-нравственным просвещением прихожан. Для этого попечительствами
создавались библиотеки, выписываются брошюры и журналы. Такие, например, как:
«Троицкие листки», «Сельский вестник», «Русское чтение», «Кормчий» и др.
Принимались
меры к достойному провождению воскресных и праздничных дней, т.е. посещение
храмов, а не разгул и пьянство.
Основной
проблемой в деятельности попечительств оставался «медицинский вопрос» -
оказание врачебной помощи в деревне. Однако недостаточность средств не давала
возможности в полной мере заниматься врачебной, санитарной и ветеринарной
деятельностью.
Председателем
церковно-приходского попечительства села Сенное был священник местного
Архангельского храма отец Алексей Стефанович Щербаков.
Всё
это - к вопросу о месте и роли православного духовенства в истории
предреволюционного периода в России. Того духовенства, которое, спустя несколько
лет, будет обвинено либеральной, так называемой, передовой, прогрессивной
прессой в «мракобесии», «черносотенстве», «мироедстве» и других немыслимых
грехах…
Владимир РЯПОЛОВ.
Специально для газеты «Голос Рамони» от 22
ноября 2012 года.
(При подготовке материала
использовано издание «Воронежские епархиальные ведомости», Воронеж. № 4 от 15
февраля 1899 года. С. 169-173.)
|