Краевед В. Прохоров в своей известной книге «Вся Воронежская земля» полагал, что
Новоживотинное. по косвенным данным, впервые упоминается в 1678 году. С этим
трудно согласиться. Автор книги считал, что «деревня Животинная». упоминаемая в
переписной книге Воронежского уезда 1678 года, это и есть будущее
Новоживотинное (до строительства в нем церкви оно не имело статуса села).
Однако Прохорову были известны не все документы, а по ним видно, что речь
идет' о нынешнем Староживотинном. Въезд в усадьбу. Рисунок А. В. Веневитинова -1850-е гг.
Придонские земли были облюбованы еще в допетровское время
Лаврентием Веневитиновым. Но из архивного дела о дворянском достоинстве
Веневитиновых ясно, что вплоть до 1700 года семья не владела никаким поименованным
селением, а тем более усадьбой на месте Новоживотинного. Зато как раз в этом
году Антон Лаврентьевич (ок. 1655 - ок. 1715) - сподвижник Петра I, руководитель наиболее крупного кораблестроительного
«кумпанства» и смотритель корабельных лесов - закрепил за собой дополнительные
земли с пустошью в междуречье Воронежа и Дона.
В 1703 году сын Антона - по-видимому, Фаддей - «бил челом»,
чтобы старую церковь из села Животинного во имя Архистратига Божия Михаила
«перевесть в новопостроенную деревню отца ево Антона Веневитинова». Это была
церковь, обустройству которой в свое время помогал Петр I. Воронежский архиерейский дом. во
главе которого стоял первый воронежский епископ (святитель) Митрофан. выдал
благословенную грамоту. Так деревня стала селом Новоживотинным.
Еше одну легенду донесли до нас современные потомки
Веневитиновых,
живущие в Великобритании. Они до сих пор хранят бритву, которой Фаддей, по рассказам, первым в Воронеже сбрил бороду; доставив радость царю, и тем самым открыл путь европейским традициям в российскую провинцию.
Несомненно. что Фаддей женился на Авдотье, дочери воронежского подьячего Игната Маторина. в доме которого останавлиивался в городе Петр I.
Укоренилось предположение, что капитальный особняк сооружен
в усадьбе в 1760 - 1770-х годах Петром Анкиндиновичем
Веневитиновым. Уволившись из армии, тот
поселился в своем воронежском поместье и начал
семейную жизнь с Евдокией Алексеевной Лосевой из другого известного
дворянского рода (ее семейным гнездом была доныне сохранившаяся усадьба на территории пансионата отдыха «Репное»). Но в архивных документах
Петр Анкиндинович впервые упоминается живущим в Новоживотинном только в 1788 году. В 1770-х годах его потомство рождалось в другой
усадьбе - в Русской Гвоздевке. Значит,
вероятнее всего, там и поселился секунд-майор сразу после армии.
В 1780 году в Новоживотинном завершается сооружение нового,
уже каменного, храма: опять во имя Архистратига Михаила - на капитал Анны
Львовны Веневитиновой, матери Петра. Часто бывало так, что помещики,
достаточно разбогатев, строили на селе и собственное жилье, и церковь - но
церковь все-таки раньше. Значит, развивая туже версию о П.А Веневитинове,
логично предложить более конкретную датировку: семья могла выстроить новый дом в Новоживотинном в конце 1770-х годов. Возможно, по окончании стройки Веневитиновы перебрались из Русской Гвоздевки в Новоживотинное, приблизившись и к своему историческому гнезду Староживотинному, и к удобному Московскому
тракту.
Однако и сложные мощные своды, до сих пор
перекрывающие центральную часть первого этажа, и кладка стен в
доме характерны для середины, а не для последней четверти XVIII столетия! В самые старые стены уложены весьма
крупные кирпичи ручной формовки, что свидетельствует об их давности. В Воронежской области
есть аналоги 1740-х - начала 1760-х годов, но нет ни одного такого
аналога 1770 - 1780-х годов, где многие кирпичи имели бы длину более 30 см. Это позволяет выдвинуть другую
гипотезу: дом сложен еще до хозяйствования Петра Анкиндиновича,
он не строил здание, а переделывал и расширял его.
Кто же зачинал строительство? Фаддей с
Анкиндином - дед и отец Петра? А спустя годы Петр рискнул обновить
заброшенный особняк? Но нельзя забывать, что основной владелицей имения в
середине века оставалась мать Петра Анна Львовна. Установлено, что
она жила во втором браке с господином Лихаревым. Но судьба по-прежнему
связывала ее с Новоживотинным. Очень вероятно, что именно по ее заказу и
строили дом.
По фрагментам архитектуры XVIII века можно судить, что материальные начала жизни первых хозяев дома
превалировали над духовными, были подчинены извлечению доходов из
сельского хозяйства. На первом этаже, под надежными сводами,
устраивались кладовые и прочие хозяйственные и подсобные помещения, а для
жилья отводились только комнаты наверху. «Складская» часть
дома навевает аналогию с городскими купеческими постройками, а
примитивный фундамент из природного неотесанного камня, не скрепленного
прочным раствором, роднит особняк с крестьянскими сооружениями.
Тем не менее общая архитектура дома выдает жилище русской
дворянской знати. Центральная часть дома Веневитиновых.
Каким был внешний облик главного
дома в XVIII веке и в дальнейшем, во время приездов в него
поэта Дмитрия Веневитинова, в точности не известно. И все же можно предположить.
В литературе часто фигурирует некий
исчезнувший мезонин. В одних случаях утверждается, что сын П. А. Веневитинова,
отец поэта Владимир Петрович (1777 - 1814), перестроил дом,
ликвидировав мезонин выше двух этажей; в других - что мезонин находился
над первым этажом и был превращен в полноценный второй этаж. Но в
основе всех предположений лежит находка архитектора Ю. Грачева,
сделанная им в середине 1980-х годов при обследовании чердака, дословно -
остатков «третьего антресольного
этажа».
В 2010 году в связи с реконструкцией
музея-усадьбы возникла опасность, что скрытые архитектурные элементы дома
окажутся безвозвратно утрачены. Мы вместе со старшим научным сотрудником Еленой
Виноградовой
не преминули вновь обследовать чердак. И в его серединной части
обнаружили уникальный фрагмент самого раннего дома, который, к
счастью, сохранился. Очень спорно, была ли это антресоль (низкий верхний
этаж) или мезонин (возвышение только над частью здания). Но, в любом
случае, перед нами верхние части стен - может быть, бывшего высокого
второго этажа. Кладка середины XVIII столетия.
Как могло случиться, что загадочный
мезонин не уничтожили до конца? Вероятный ответ находим, продолжая
тщательно осматривать чердак, а также боковые части дома. Кто-то из
потомков первых строителей дома - возможно, Петр Анкиндинович, а не Владимир
Петрович - расширил дом за счет боковых двухэтажных пристроек, западной и
восточной. Или перестроил прежние низкие крылья здания - они вполне могли
существовать, ибо для барокко характерны особняки сложной формы. Конструкции
боковых объемов здания (за исключением парадной входной галереи) относятся к
последней четверти XVIII века. И на плане усадьбы,
составленном примерно в 1780-х годах во время генерального межевания земель,
уже показали длинный дом. Так особняк «затаил» свое былое завершение, поглощенное чердаком,
но раздался вширь. П. А. Веневитинова наверняка подталкивало к строительству
постоянное увеличение семейства, рождение детей. Может быть, он не хотел ударить в грязь
лицом и перед родственниками жены: ведь в усадьбе Евдокии Лосевой уже
стоял достаточно протяженный, не «куцый» дом...
И еще важнейшая деталь: в 1986 году
реставраторы, вскрывая часть штукатурки в западной пристройке, над окнами
второго этажа обнаружили следы от сандриков криволинейных
очертаний. Они как раз были характерны для барокко 60 - 70-х годов XVIII столетия, для того времени, когда отставной офицер
посвятил себя усадьбе.
Видимо, незадолго до смерти Петра
Анкиндиновича за домом выстроили ближний флигель, который сохранился
доныне. Как по кирпичной кладке, так и по оформлению, он датируется
концом XVIII века. К концу XVIII или началу XIX столетия следует отнести въездные ворота в усадьбу, выстроенные по
типичным классицистическим канонам: пара кирпичных столбов с арочными нишами и
полуколоннами... Итак, на рубеже веков или Петр Анкиндинович, или его
сын Владимир (а может, и тот и другой) стали перелицовывать всю
усадьбу в соответствии с веяниями классицизма. Похоже, тогда и начало
угасать внешнее барочное убранство дома. Сейчас наиболее старое
соединение барочного и классицистического декора угадывается в центральном ризалите.
Мы уже рассказывали в прошлом выпуске
«Воронежского телеграфа» о том, как в 1824 году Дмитрий Веневитинов
совершил поездку в родовые
усадьбы.
Благодаря той же поездке были
составлены описи нескольких имений Веневитиновых, доныне хранящиеся в
областном архиве. В 1826 году братья Дмитрий и Алексей и их сестра Софья подали
заявление в Воронежскую палату гражданского суда с просьбой
выдать свидетельства на недвижимость - для предоставления ее в залог.
К делу подшито и описание Новоживотинного (очевидно, составленное
ранее, в 1824 г.).
В этом владении состояло земли «пахотной тысячи сто десятин, сенокосной 40 десятин, леса
крупного дровяного, а частью строевого 600 десятин, мелкого кустарника
500 десятин (...) в оном же селении находится господской каменной
двуэтажной под железною крышею дом с разными каменными и деревянными
флигелями».
Более детализирует состав усадьбы
опись 1838 года, осуществленная уже после смерти Дмитрия, при единоличном
владельце - Алексее Веневитинове. «...В оном селе господской каменной дом
двухэтажный, в длину 45 аршин, в ширину 24 аршина, в вышину 14 аршин; два
флигеля, погреб, ледник, выход каменный и один флигель деревянный, крытые сосновым тесом,
плодовитый сад на 4 десятинах, за двором конюшня каменная, сарай, людская
изба и особо два флигеля каменные и два деревянные, покрытые
камышом, хлебной магазин деревянной, крытый тесом». С тех пор
размеры основной части дома (без пристроенной позже с востока входной галереи) не изменились.
Каков же в таком случае «поэтический» облик дома?
Есть все основания полагать, что при поэте особняк сочетал
конструктивные и декоративные черты барокко и элементы классицизма, привнесенные
в его убранство на рубеже XVIIl - XIX столетий. Общий вид представляется уже близким к нынешнему, привычному обличью дома-музея: вытянутое
в длину здание, балкон на главном фасаде - там же, где и теперь, только
несколько иной. Низ дома при поэте еще был вполне барочным - более приземистым, нежели теперь, с невысокими окнами.
Думается, что Д. В. Веневитинов считал архитектуру своего
дома достаточно типовой, и поэтому его гораздо больше волновал окружающий
природный и садово-парковый мир. ) Казалось бы, он сожалел, что нашел в усадьбе
«только тень прошлого». В то же время дух прошлого, столь необходимый для его
творчества, острее чувствовался в уцелевших
атавизмах архитектуры XVIII века, нежели в
доме, который перестроили бы до
полной неузнаваемости по самому последнему слову моды.
Алексей Владимирович Веневитинов (1806 -
1872) не столь известен, как брат, но он и в жизни многого добился, став
сенатором, и в историю усадьбы
внес свою лепту.
Образ жизни этого сенатора прекрасно
демонстрирует, что, несмотря на высоты столичной карьеры, Веневитиновых
продолжало тянуть на милые донские берега. Алексей Владимирович был
самодеятельным художником и в 1850-е годы зарисовал Новоживотинное,
где часто бывал летом с семьей. Так, в деталях изображена
Архангельская церковь: величественный храм с чертами барокко и несколько
обветшавшая колокольня. Помещик не случайно обратил пристальное внимание на
родовую церковь. Именно он в 1854 году «распространил и возобновил» храм после того, как
запечатлел его прежний вид. В обновленном виде, с кирпичной колокольней,
церковь простояла до советского
времени.
Очевидно, при таком деятельном и неравнодушном
к судьбе своего имения человеке стал преображаться и
новоживотинновский дом. А в последние годы жизни сенатора старший сын -
замечательный историк и просветитель Михаил Алексеевич Веневитинов
(1844 - 1901) - часто бывал в Новоживотинном и принял на себя пристальный уход
за поместьем. Скорее всего, в результате совместных устремлений отца и сына было положено
начало тем многочисленным переделкам второй половины XIX века, которые ныне четко просматриваются
в доме-памятнике. После же смерти отца Михаил стал, пожалуй, самым
прекрасным хозяином
Новоживотинного. Своды первого этажа дома.
В период 1860 - 1880-х годов во многом
завершается создание того облика дома-памятника, который оберегается в наши
дни. Хозяева сломали часть сводов в первом этаже (но не самые старые),
в результате здесь появилось несколько жилых комнат, а не одна, как прежде. Перестраивая крышу
дома, немного подняли карниз, а над ним появилась новая аттиковая надстройка со
слуховым окном, стилизованная под барокко. Думается, что здесь видны не только
старания архитектора - проявились наклонности ученого-краеведа, стремившегося, чтобы родовое поместье не утратило
духа «воронежской старины» (особенно
любимые им слова).
В декоре главного фасада все же явно перевешивают черты
классицизма. В итоге дом-памятник иллюстрирует наслоения классических деталей
с конца XVIII -
начала XIX века до рубежа XIX - XX столетий. Наиболее поздний и очень броский компонент
дома - его входная галерея с восточной стороны, наделенная большими арочными
окнами. Стилистически она относится к позднему архитектурному течению -
неоклассицизму как к одному из проявлений модерна. Не исключено, что
окончательный облик дома сложился уже после М. А. Веневитинова, когда более
следовали модным стилям, не стремясь отдавать дань старине.
Павел Попов
«Воронежский телеграфъ»
№ 130 ноябрь 2010 г
|