В 2005 году исполнилось 125 лет Рамонской школе.

Главная

Пролог

Школа до 1917

Свободная школа

Бал... и война

И все заново

Школа в 70-89-х

Школа сегодня

Фотоархив

Стихи

Воспоминания

Адрес: Воронежская обл. п. Рамонь ул. 50 лет Октября 7

E-mail: gimnazia_ramony@vmail.ru

rmn-gimn1@shool.vrn.ru

 

... И все заново

Послевоенные годы были трудными. В задонской части района надо было поднимать из пепелищ хозяйства колхозов, школы, лечебные учреждения, клубы. Неурожайный 1946 год еще больше снизил материальные возможности района. Только через два года удалось восстановить полностью здание рамонской школы. Дала ток небольшая электростанция поселка, заработал водопровод.

Педагогический коллектив пополнился учителями, вернувшимися с фронта. Доучиваться пришли и демобилизованные фронтовики. Так, в 1947 году в 10-м классе учился младший лейтенант Иван Васильевич Китаев. В 1941 году девятиклассником он ушел на фронт. Воевал четыре года, получил три ранения и контузию. После школы окончил Воронежский сельскохозяйственный институт, работал на Рамонской селекционной станции, позднее в Коми АССР. Ныне пенсионер. В своих воспоминаниях о школе, учителях, особенно тепло, отзывается о директоре школы того времени Алексее Семенович Примаке: «Для меня Алексей Семенович был не только директором, но и старшим товарищем, уделявшим мне внимание как ученику-фронтовику, которому было тяжело учиться после почти семилетнего перерыва».

Заметный количественный рост школы произошел в 1950 году. В 1951/52 учебном году было уже 25 классов, 775 учащихся, 32 учителя. Школа достигла довоенного масштаба.

Школьное здание становилось тесным. Стараниями директора школы Евдокии Дмитриевны Шевляковой, при активном участии учителей, учащихся и родителей началось капитальное благоустройство и расширение полезной площади школьного здания. Над одноэтажными выступами, по бокам лестничной клетки, были надстроены две новые комнаты второго этажа. Еще две новые комнаты были сделаны за счет вестибюля. Между смежными классами убрали стенку, получился небольшой зал со сценой, в котором можно было проводить уроки физкультуры и школьные вечера. Событием стало сооружение котельной и монтаж центрального водяного отопления. Во дворе, у стены здания построили теплицу, подсоединив ее к отопительной системе. Здесь учащиеся выращивали ранние огурцы и помидорную рассаду. Все эти перемены значительно преобразили школу, создали благоприятные условия для учебно-воспитательной работы.

50-е годы были годами творческих исканий новых форм связи обучения с жизнью, приобщения учащихся к труду. Инициатива парторганизации и дирекции (директор — Виктор Филиппович Морщагин) всемерно поддерживалась руководством района и области. Тогда в педагогическом коллективе школы родился опыт организации практикумов для учащихся 8—-10-х классов по отдельным учебным предметам. Зачинателями были учителя химии Н. В. Ильинский и Н. В. Буйленко. Учащиеся во внеурочное время по 2—3 часа работали в химической лаборатории и продуктовом цехе сахарного завода. Практикум понравился учащимся. Ученица 10-го класса Таня Копылова в своем отчете писала: «При прохождении практики я испытывала удовлетворение от того, что мне доверили выполнять часть общей работы, что я приношу какую-то пользу всему заводу». Рита Мелехова отметила: «Первый раз в жизни идти на смену очень интересно. Когда рядом с рабочими сахарного завода идешь на смену, хочется поскорее окончить школу и поступить на производство».

Педколлектив начало 50-х. Директор В.Ф. Морщагин (по центру).

Опыт химиков распространился на другие предметы. По физике практикум проходил в электроцехе сахарного завода, по математике — в счетных организациях и магазинах, по биологии — в лабораториях и на опытном поле селекционной станции, по литературе — в библиотеке. Практикумы как бы предвосхитили официальное введение в 1957 году в учебный план 9-х классов основ свеклосахарного производства.

Младшие классы продолжали систематическую работу на колхозной животноводческой ферме, школьной кролиководческой ферме и пришкольном участке.

В 50-е годы в практику вошло самообслуживание учащихся и недельное дежурство классов по школе. Организацию дежурства и соревнования между классами за дисциплину и порядок осуществляли ученический комитет и школьный комитет комсомола. Одним из организаторов был десятиклассник Слава Пышин (ныне капитан II ранга). Он проводил субботние линейки по подведению итогов соревнования и передаче дежурства очередному классу.

Приобщение учащихся к самостоятельному труду, участие в предметных и технических кружках положительно сказалось на качестве обучения и воспитания. Успеваемость в 1957 году по сравнению с 1950 годом повысилась с 90 до 95 процентов, но еще оставалась предметом заботы учительского коллектива.

В 1960/61 учебном году начался переход старших классов на сельский вариант нового учебного плана, который предусматривал профессиональную подготовку учащихся. Школа получила название средней общеобразовательной политехнической с производственным обучением. Вводились специальные предметы, рассчитанные на обучение по трем профилям: тракторист-машинист, животновод-механизатор, торговый работник. Срок обучения продлялся на один год. В 1962 году очередной, 26-й выпуск десятилетки не состоялся — десятиклассники переводились в 11-й класс. В учительский коллектив влились специалисты сельского хозяйства и торговли.

Перестройка всей системы учебной работы в старших классах стала главным делом руководства школы, партийной организации, педагогического коллектива. При непосредственной помощи парткома Рамонского птицесовхоза школе был выделен земельный участок площадью 43,8 гектара, были предоставлены рабочие места в механических мастерских. Учащиеся восстановили три трактора, которые поступили в их постоянное пользование. Прицепной инвентарь выделялся в период полевых работ. Учебно-производственной базой служили также совхозная животноводческая ферма и инкубаторий.

В 1963 году осуществился первый выпуск из 11-го класса. Вместе с аттестатами о среднем образовании 24 выпускникам вручались свидетельства о присвоении профессий. За четыре выпуска из одиннадцатилетки 70 учащихся получили профессию тракториста-машиниста 3-го класса, 88 — животновода-механизатора и 23 — торгового работника.

В 1966 году школа выпустила одновременно 112 человек из 10-х, 63 человека из 11-х классов и перешла снова на 10-летний срок обучения.

В 60-х годах многое было сделано по укреплению материальной базы школы, в чем несомненная заслуга директора школы Василия Васильевича Корыстина. В 1963 году школьное здание удлинилось вдвое — вошла в строй пристройка из десяти классных комнат. В 1967 году к зданию примкнул вновь построенный большой спортивный зал. Пополнились оборудованием учебные кабинеты и мастерские. Педагоги школы совершенствовали организации) внеклассной и внешкольной работы, организовывали походы по родному краю, поездки по стране, встречи со знатными людьми родного края.

 

Корыстин В.В. в первом ряду третий слева.

В 1963/64 учебном году силами учителей и учащихся был создан школьный краеведческий музей, получивший популярность не только в Рамонском районе, но и далеко за его пределами. В том же году под руководством учительницы литературы, коммуниста Марии Петровны Кащенко десятиклассники, собрав богатый материал при поездке в Краснодон, оформили музей «Молодая гвардия».

Рамонская средняя школа № 1, ветеран народного просвещения района, выросшая и окрепшая к концу 60-х годов, имела все возможности выполнить в ближайшие годы задачу, поставленную XXIII съездом КПСС,— завершить введение всеобщего среднего образования для молодежи.

В это время в школе насчитывалось более тысячи учащихся, 60 человек учителей, из них 48 имели высшее педагогическое образование

.

Вдвое по сравнению с 50-ми годами выросла партийная организация школы. Многие годы ее возглавляли Иван Назарович Гудков, ветеран Отечественной войны, член КПСС с 1941 года, и Николай Иванович Кенгуров, вступивший в партию в 1953 году. Коммунисты школы вместе с руководителями решали злободневные вопросы школьной жизни, были инициаторами и зачинателями многих полезных дел.

Наверх