Он занимает участок правого берега г.
Воронеж от села Чертовицкое на юге, до села Староживотинное, на севере. Включает 4
городища, 2 сарматских курганных могильника (курганная группа) и 10
неукрепленных поселений, которые расположены на высоких мысах и в пойме.
Село Чертовицкое
(Чертовицы) находится на правом берегу реки Воронеж, в юго-восточной части
Рамонского района, недалеко от города
Воронежа. Оно граничит с селами: Айдарово, Новоживотинное,
Староживотинное, Хвощеватка, Медовка. Чертовицкое
- старинное село Воронежского края. Оно окружено участками лиственного леса
(Воронежская нагорная дубрава). Восточной границей
является река Воронеж, за которой простирается Усманский бор и территория
Воронежского государственного биосферного заповедника.
Несколько раз я ходил по селу Берёзово, выспрашивал у тамошних жителей о потомках Ивана Максимовича Осипова, 1855 года рождения, предположительно имевшего сыновей Сергея, Митрофана и Николая, но никто о таком не помнит. Оставшиеся в селе Осиповы родословия свои ведут от других предков. Среди них Ивана Максимовича не называют; исчез из памяти. А ведь всего-то сто лет назад того Осипова хорошо знали не только в родной волости.
В Чистую Поляну
привёл меня интерес к давнишней инициативе небольшой группы её жителей.
Они в конце войны захотели открыть для службы по прямому назначению
свою церковь, благо, здание её тогда разрушено не было. Со времени той
инициативы прошло всего шестьдесят пять лет, кто-то из участников
ходатайства, надеялся я, может быть ещё жив. По крайней мере, люди,
слышавшие о предпринятой попытке возобновить молитвенные собрания в
старом храме, должны были остаться. У них я собирался выяснить, что
явилось поводом той попытки: слухи о подобревших к православию
большевиках или деятельность какого-то убедительного агитатора? И ещё -
с кем консультировались верующие, куда обращались, поддерживало ли всё
сельское общество православных активистов и так далее.
В 1929 году изобрели в политбюро новую, прогрессивную форму организации труда в деревне, а мужики всё никак не проникались доверием к ней, всё притормаживали массовое вступление в колхозы, и сплошная коллективизация шла по приливно-отливной схеме. Руководство на местах применяло много разных методов стимулирования перехода от единоличного хозяйства к коллективному, общественному труду.
Из всех поселений, входящих ныне в состав Рамонского района, в начале двадцатого века это село было действительно большим: в нём числилось от 4200 человек в 1897 году до 4547 человек в 1931 году. Следующие за ним наши крупные сёла Ступино и Хвощеватка отставали от Б. Верейки тогда на две тысячи человек. В двадцатые годы прошлого века она некоторое время была даже центром одноимённой волости (района).
Васильев
день - престол с. Пчельники, ибо ранее в селе был храм,
престол которого освящен был во имя
«вселенского учителя» Василия Великого. Если мы углубимся в
чтение книги
«Четьи -Минеи» св. Дм. Ростовского или в «Жития святых» архиепископа
Филарета
Черниговского, то можем почерпнуть сведения по крайней мере о 21 святом
по имени
Василий (дат же еще больше) Храм в Пчельниках не сохранился, но
народная
память помнит о престольном празднике, который можно теперь
документально
подтвердить сведениями из архивов.
В Новоживотинновском
музее-усадьбе Дмитрия
Веневитинова сохранился любопытный рисунок брата поэта, датированный
1852
годом. На нем - Михаило-Архангельская церковь этого села. Беглого
взгляда
достаточно, чтобы понять: церковь эта была украшением округи.
С великим интересом прочитал в «Голосе Рамони»
страницу о праздновании 70-летия Айдаровской школы. Очень рад за школу и ее
коллектив. Самое главное для меня сейчас – это чувство благодарности за заботу
о нас, детях того поколения, обращенное к нашим воспитателям, родителям и
вообще всем взрослым тех лет, за стремление наполнить наши души добром,
справедливостью, бескорыстием – всем тем, что, в моем представлении, формирует
настоящий духовный мир человека, его личность.
В книге «Рамонь»
краевед Николай
ВладимировичИльинский сообщает: «Широко известные карачунские
гончарные
глины служили в прошлом, сырьем для кустарного промысла». И прямо
в
автобусе, маршрут которого проходит в полутора километрах от Карачуна,
мы
узнаем, что редкий человек - в этом селе не был до недавнего времени
причастен
к старинному ремеслу.