От старожилов Рамони я слышала, что когда-то в Никольской церкви был хор. Певчие получали в благодарность за службу буханку хлеба и кусок мыла. Этот вопрос сильно заинтересовал меня, как регента ныне действующего хора Никольской церкви. Я обратилась к архивным документам. В течение 4 месяцев, просмотрев около двух тысяч дел, я пришла к выводу: в Никольском храме никогда не было профессионального хора. Некоторые люди считают, что собрание поющих людей и есть хор.
Во Всероссийском биографическом ежегоднике 2004 г. (Москва) написано: «Мухин Ефим Ефимович родился 31 декабря 1929 года в с. Липяной Дюк Шацкого района Рязанской области. Работал в колхозе им. К. Маркса прицепщиком во время пахоты, пастухом. Участвовал в косовице трав и зерновых культур, был помощником комбайнера. Учился в Московском ФЗО, получил свидетельство плотника 6 разряда, участвовал в восстановлении и строительстве жилых домов в различных районах столицы».
Ноябрьское заседание литературно-краеведческого клуба «У животворного ключа» состояло из двух частей. Первая была посвящена поэтам воронежского края А.Кольцову, И. Никитину и писателю А. Платонову, т.к. памятные даты их рождения приходятся на 2004 г. И наши знания о наших великих земляках пополнились интереснейшими фактами из их жизни, с которыми нас познакомили ведущие: руководитель клуба Л. А. Образцова и О. А. Щербатых.
Когда смотришь на пейзажи Эдуарда Пантелеймоновича Ефанова, то они неизменно пробуждают чувство давно знакомого, близкого, пережитого. И хотя постепенно забываются названия картин, их детали, ощущение чего-то дорогого, родного остается надолго. Его полотнам не свойственна сложность сюжетов, эффектность живописного решения пейзажа.
Так что при поступлении в училище у меня были уже работы акварелью, маслом и естественно - карандашом. Я благодарен судьбе за годы, проведенные в Елецком художественном училище. Именно в нем я созрел как начинающий художник. Низкий поклон моим родителям, школьным учителям и конечно преподавательскому составу Елецкого художественного училища: нашему курсовому руководителю Валентину Андреевичу Дудченко, Николаю Николаевичу Маревскому, Берте Арнольдовне Геллеровой, Николаю Константиновичу Ростовцеву и всеми обожаемому Виктору Семеновичу Сорокину. Директором был, добрейший душевный человек, Николай Николаевич Просянкин.
Я родился в 11 мая 1938 года в селе Хреновое Хреновского р-на (ныне Бобровского) Воронежской области. Родители: Ефанов Пантелей Дмитриевич, Ефанова Екатерина Ивановна - начинали свой жизненный путь преподавателями начальных классов сельских школ. Они, в своё время закончили Рабфак в г. Ельце, затем Педучилище, чуть позже отец поступил в Воронежский пединститут на историческое отделение, закончив 2 курса, его призвали в армиюврезервныйстрелковыйполк.
Есть люди, о которых хочется писать и говорить, потому что их интересная, творческая жизнь посвящалась служению народу.
Они не считались со своим личным временем и покоем, потому что их призвание - идти в окружающий мир и делать для людей нужное, необходимое и значительное. Таким человеком является Асеева Таисия Петровна, которая много лет работала директором клуба «Сахарник» и режиссером Рамонского народного театра, руководила культурно-массовой работой в нашем районе.
Зоя Петровна Суворкова приехала в Рамонь в 1966 году вместе с мужем Николаем Федоровичем и полуторогодовалым сыном. Их - выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища - направили организовать в поселке производство керамики на основе существующего промкомбината. В то время работники Министерства местной промышленности, стремившиеся возродить народные промыслы, пообещали Суворковым помочь в их начинаниях.
Маленький домик увит диким виноградом. В комнате - холсты, кисти и тюбики с краской... Здесь живет художник, прославивший рамонские места на весь мир. Высокий, худощавый, с большими натруженными руками и немного грустным и ироничным взглядом - таким предстал передо мной в канун своего семидесятилетия Эдуард Ефанов. О себе говорит мало и нехотя: родился, учился, работал... За него рассказывают картины. В них все - радостная первая влюбленность в рамонскую землю, зрелое чувство восхищения ее совершенством, люди, что жили и работали рядом. Именно здесь Эдуард Пантелеймонович прожил все свои жизни - и человеческую, и творческую.
Задумывается когда-нибудь человек о том, будут ли его помнить потомки? Вряд ли. Просто он живет по своим внутренним законам, как ему подсказывает его сердце, его совесть. Живет днем настоящим, стараясь преобразить окружающий мир. Кто-то для себя, для личного благополучия, кто-то во имя процветания общества. Порой его вклад, его усилия не замечаются, не оцениваются, но целеустремленному человеку это не помеха. Он твердо знает, для чего он пришел на нашу землю, и делает свое, пусть маленькое дело увлеченно, самозабвенно.