С легкой руки рамонского краеведа Николая Владимировича Ильинского в краеведческой литературе появилось утверждение о надписи на памятнике, установленном приказом царя в память о подарке принцессе Евгении Максимилиановне, следующего содержания: «Император Александр II Е.И.В. принцессе Е. М. Ольденбургской жалует имение Рамонь с сахарным заводом. Бомарзунд. 1879 г., июня 27 дня». Этот текст используется многими краеведами и журналистами при написании статей о Рамони и ее истории. Но до сих пор это некая тайна.
Очень сильно переживал за Рамонь Аведикт Лукьянович Мазлумов, который директорствовал на местной опытной свекловодческой станции. Ну, никак не выходила на всесоюзную орбиту его селекционная станция. А ведь и новые сорта были выведены, особенно одноростковый рамонский сорт сахарной свеклы, и отчеты пухлые в Москву отсылали, статьи научные повсюду выходили. Только научные статьи научными статьями, но чем бы отличиться так, чтобы в столице заметили? Долго ли, недолго ли кумекал заведующий станцией — все ж придумал!
Увеличилось в десятки раз рамонское бобровое стадо, родственников доставленных в 1886 году из Белоруссии для улучшения местной популяции пятерки животных. Довольны были Ольденбургские, державшие в зверинце ценных животных. Да и доход только от бобровой струи — кастореума, килограмм которого в сушеном виде в конце XIX века в Германии стоил более 1100 марок, был весомым приварком для содержания всего зверинца. Звери, предназначенные для охоты: олени, волки, барсуки, на заповедной территории охранялись специальной бригадой суровых горцев.
Название мест в нашей округе целиком и полностью связано со строительством флота и прохождением царя Петра I по нашим местам. В 1695 -1696 годах царь несколько раз поднимался по реке Воронеж до Липецка, подбирая удобные места и лес для строительства флота.. Осматривая лесные массивы в наших местах и подбирая работяг на судостроительные верфи, а их было три — в Ступино, Рамони и Чертовицах, — Петр I вроде бы как-то вздумал побороться, помериться силой с одним из местных жителей и вроде был побежден, положен «на лопатки». Отсюда, мол, и название села — Лопатки.
Когда еще никто не знал Гришку Распутина как фаворита императорской семьи, он путешествовал по России и, рассказывают, однажды посетил Рамонъ под именем Григория Новых. Говорят, появился он в рамонских краях под видом камнетеса. Решил он глянуть, как живет в рамонских краях его родня по происхождению. А все началось с того, что принц Петр Ольденбургский, прослушав в Воронеже доклад некого Михаила Зуева о человеческой ветви «Н» на заседании Статистического комитета, узрел в том сенсацию..
А после того стал он свозить в наши края уцелевших особей тупиковой ветви человечества. Поэтому у него и свекла была с собачью голову, и подсолнечник в рост великана, и кое-что еще необычное было. Колдовство было тогда на рамонских землях, натуральное колдовство!
Есть такое место на реке, где водную гладь поутру нарушает лишь рыба-конь — крупный хищник жерех. Лупит он по воде сильным хвостом, малька глушит — этот разбойник прожорливей щуки! Да еще низко-низко над рекой пролетит разноцветный зимородок. Вот он занырнул в густую листву и вдруг появился, вспорхнув на свое излюбленное — ветку ольхи, наклонившуюся над прозрачным мелководьем.
Древние славяне поклонялись идолам своих божеств. Бог зимы Карачун был сердитым и озабоченным старичком с красным носом. Он олицетворял у славян мороз, приход сезона холодов. Древние люди молились на него долгой зимой, чтобы помог этот идол пережить им суровые холода и бескормицу. И выходит, что Карачуном у язычников назывался Дед Мороз.
Когда мерно стучат колеса и дрема окутывает все существо, неохота даже думать. Хотя отчего ж неохота? Извините за каламбур, но принца в Рамони ждала именно охота! Именно на нее он торопился в свое имение. В кожаные юфтевые чехлы бережно упакованы ружья, с которыми принц в предгорьях Кавказа хаживал на медведя. Парочка чемоданов. А" главное в багаже — вожделенная шкура большого кавказского мишки. В купе первого класса тихо и мрачно, поездку от Ростова скрашивало лишь общение со столичным молодым графом с незапоминающимся иностранным именем.
В 1908 году на сцене столичного театра «Кривое зеркало» прошла премьера пьесы М. Я. Волконского «Вампука». Музыку к ней написал, композитор А. Л Эренберг.
Из театральной истории
Многие крылатые слова, пришедшие к нам из художественных произведений, сегодня общеизвестны и общеупотребительны. Ну, возьмем из старого: «Ты сер, а я, приятель, сед...»,или «Не пой, красавица, при мне...». Легко употребляя эти фразы, далеко не всегда мы помним или даже знаем их авторов.
ЕвгенияМаксимилиановна Лейхтенбергская родилась 20 марта 1845 года и была дочерью Максимилиана (Эжен Жозефа Огюст Наполеона) Богарне, герцога Лейхтенбергского из Баварии и Великой княгини Марии Николаевны от первого брака, дочери Николая I. Её прабабушкой со стороны отца, была Мария Франсуаза-Жозефина (урожденная Мари Жозеф Роз Таше де ля Пажери), французская императрица, первая жена Наполеона I. Полное имя Евгении Максимилиановны звучало так: Ея Императорское высочество принцесса Ольденбургская, урождённая княгиня Романова, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне.